Жюль Паскин. Гавана. 1917. Самый яркий образ парижского художника-самоубийцы
Жюль Паскин родился 31 марта 1885 года в болгарском городке Видин в многодетной семье евреев-сефардов. Затем вместе с семьей жил в Бухаресте, после этого учился в интернате в Вене. Проявив склонность к живописи, учился изобразительному искусству в Вене, Мюнхене и Берлине, практиковался в Париже на Монпарнасе и Монмартре. Женился на Эрмине Давид – внучке художника Жака-Луи Давида, жил с ней в США, путешествовал по Африке и Палестине, выставлялся в Берлине и Нью-Йорке. После провала выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1930 году, склонный к депрессиям еще с юных лет художник повесился в парижской мастерской, оставив на стене надпись кровью «Прости, Люси!», обращенную к подруге Люси Крог, а все имущество завещал жене и подруге.
Прославился как автор удивительных портретов, чувственных и не слишком реалистичных, но в то ж время узнаваемых. Моделями для его работ часто становились проститутки.
Каждую зиму они с женой проводили в южных штатах, а зиму 1916-1917-го – на Кубе, в которую Паскин влюбился, написав несколько полотен маслом и акварелей. Самая запоминающаяся из них – «Гавана». На этой картине изображена кубинская девушка, вероятно, проститутка, одновременно в призывной, но и несколько ленивой позе. Мир как бы крутится вокруг нее, причем ближней к художнику и зрителю точкой оказывается колено героини. Хемингуэй назвал эту картину «Девушкой, на которую мы смотрим с колена».
Кстати, Хемингуэй рассказал о ночной встрече с автором этой картины и двумя сопровождавшими его натурщицами в книге «Праздник, который всегда с тобой» в главе «В кафе «Купол» с Пасхиным».