Это первый новый музей, появившийся в мире после начала пандемии коронавируса
Вена подтвердила статус признанной мировой культурной столицы. Пока в других городах и странах робко возобновляют работу музеи, закрывшиеся с началом пандемии коронавируса, в Вене открылся новый музей современного искусства, сразу же заявивший претензии на вхождение в число лидеров в этой нише.
Музей называется Albertina Modern и является филиалом Альбертины – одного из известнейших художественных музеев мира. Его предметом станет изобразительное искусство после 1945 года, причем основу коллекции и выставок составят работы австрийских художников, которые, как считают идеологи проекта, остаются недостаточно известными широкой аудитории, хотя высоко ценятся специалистами. Заявляется, что презентация достижений австрийской живописи второй половины ХХ века на фоне представленных здесь же работ выдающихся мастеров из других стран будет способствовать национальной идентичности, что в Австрии считается важнейшей общественной задачей.
Инициатива создания нового музея принадлежит предпринимателю и меценату Гансу Петеру Хазельштайнеру, который приобрел значительную часть частной коллекции Карлхайнца и АнгесЭссель, известных собирателей произведений искусства ХХ века. В 2017 году Хазельштайнер и семейство Эссель передали свои коллекции в долгосрочную аренду Альбертине, после чего меценат предложил генеральному директору этого музея Клаусу Альбрехту Шредеру создать новую музейную площадку. Альбертина получила от властей Künstlerhaus Wien – Дом художников. Это здание построено в 1862 году на Карлсплац рядом с не менее знаменитым Musikverein — Домом Венского общества любителей музыки. ВKünstlerhaus в последней трети XIX столетия и в первой трети ХХ века кипели художественные страсти. Именно здесь Густав Климт и его единомышленники высказали художникам-академикам всё, что думали, когда консерваторы в искусстве отказались взять на выставку картинку Эдварда Мунка «Крик», и заявили, что отделяются и создают Сецессион. Здесь же уже в 30-е годы прошлого века венские художники отказались пойти на поводу у германских нацистов и осудить «дегенеративное искусство». На протяжении последних десятилетий у властей не было понимания, что делать с этим памятником архитектуры, который по закону можно использовать только по назначению, поэтому, когда Хазельштайнер выразил готовность профинансировать восстановление здания и оборудование его помещений по последнему слову музейной техники, все заинтересованные стороны согласились.
Теперь здесь будут выставляться коллекции Хазельштайнера и Эссель, а также соответствующие по времени и направленности произведения из собрания Альбертины.
Новый музей планировали открыть 12 марта, но из-за коронавируса отложили открытие до 27 мая. Первую выставку на площадке Künstlerhaus назвали «Начало. Искусство в Вене, 1945–1980-е годы».
На выставке представлены работы австрийцев Арнульфа Райнера, Марии Лессинг, Франца Веста, Эрвина Вурма, Вали Экспорт, немцев Георга Базелица, Ансельма Кифера, Маркуса Люперца, Йорга Иммендорфа, Гюнтера Фрога. «Внешний» контекст представлен произведениями американцев Энди Уорхолла, Алекса Каца, Эрика Фишля, Роберта Лонга, Синди Шерман и других.