Франческо Гварди (1712-1793). Дворец дожей в Венеции. Вторая половина XVIII века. Масло, холст. 58х76 см. Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Источник https://upload.wikimedia.org/
Франческо Ладзаро Гварди (1712-1793) является, можно сказать, самым что ни на есть типичным представителем венецианской художественной школы XVIII века. Во-первых, он всю жизнь отдал цеху художников: родился в семье живописца, в которой его братья стали художниками, а затем родовую традицию продолжил и его сын, а сестра вышла замуж за живописца Джовани Батисто Тьепполо. Во-вторых, он был до мозга костей венецианцем, не понимавшим, какие еще пейзажи и сюжеты нужны художнику, когда перед его глазами самый прекрасный город на свете с каналами и дворцами, пышными церемониями с участием дожа и дамами в карнавальных нарядах. Гварди так всю жизнь и писал только виды Венеции (этот жанр называется ведута – детальное изображение городского пейзажа) и сцены венецианской жизни, причем делал это в барочном стиле, подчеркивая праздничность и необычность города. Наконец, он никогда не стремился к европейской славе и даже намеренно держался в тени двух других великих венецианских мастеров ведуты – Антонио Каналя, прозванного Каналетто, и его племянника Бернардо Беллотто. В отличие от этих художников, Франческо Гварди относился к своей работе как к ремесленной профессии, пусть и требующей особых навыков, и был убежден, что слава мешает спокойно трудиться и зарабатывать на жизнь.
Несмотря на такую прагматическую позицию, Гварди уже при жизни стал весьма известен, хотя европейская слава пришла к нему только во второй половине XIX века, в пору импрессионизма. Сегодня работы Франческо Гварди выставляются в десятках ведущих художественных музеев мира, о чем свидетельствует хотя бы публикуемая нами галерея.