Экспозиция работ китайского художника-диссидента Ай Вэйвэйя открылась 14 июля в Вене.
В барочном пруду перед дворцом Бельведер Ай Вэйвэй создал композицию «F. Лотос», которую средства массовой информации уже называют самым заметным художественным произведением лета–2016. Основой для составления композиции стали более тысячи спасательных жилетов, в которых беженцы с Ближнего Востока добирались на небольших суденышках до европейского берега. Ай Вэйвэй собрал эти жилеты на острове Лесбос. Жилеты сложены в своеобразные кольца по пять в каждом кольце, а 201 кольцо трех цветов (оранжевого, красного и синего) выложены на зеленой воде пруда в форме латинской буквы f. Общий смысл этой инсталляции понятен, а вот значения буквы f сам художник не раскрывает, и потому каждый волен по-своему интерпретировать этот символ по-своему: одни видят в нем логотип соцсети Facebook или просто намек на множество лиц, другие считают, что f означает будущее, третьи предлагают в качестве расшифровки этой буквы слова «флот», «фронт» (во всех значениях), «флэш» и другие.
Вокруг того же пруда в садово-парковом ансамбле перед Верхним Бельведером расположена и уже хорошо известная инсталляция «Круг животных / Головы Зодиака». Это произведение демонстрируется в разных городах мира уже пять лет. Впервые оно было выставлено у Пулитцеровского фонтана в Нью-Йорке, а всего уже осуществлены или запланированы его показы в 35 городах мира. Композицию уже видели миллионы зрителей, и оно обогнало по популярности такие знаменитые экспозиции, как фотовыставка «Род человеческий» (1955, Нью-Йоркский музей современного искусства) и «Александр Маккуин: Первозданная красота» (2011, Метрополитен-музей; 2014, Музей Виктории и Альберта).
Еще одна изюминка экспозиции Ай Вэйвэя в Бельведере – парящее под потолком вестибюля Верхнего Бельведера сказочное существо «Книги гор и морей», имя которому Лу. Художник создал его из бамбука и шелка, по-новому использовав древнюю китайскую технологию. По мнению некоторых экспертов, это творение само могло бы стать центром экспозиции и претендовать на право считаться полноценным событием в современном искусстве, но на венской экспозиции оно как бы прячется от публики, подглядывая за происходящим из укромного местечка, что вполне соответствует духу Лу.
Наконец, в рамках этой же экспозиции представлен подлинный храм времен династии Мин (середина XIV века – середина XVII века). Этот деревянный храм предков семьи торговцев чаем Ванг (в Средневековом Китае был развит культ предков) в ХХ столетии пришел в запустение и был выкуплен Ай Ванвэем, после чего храм разобрали примерно на 1300 блоков и его центральную часть перевезли в Вену, где он был воссоздан в павильоне «Дом 21-го века».
Экспозиция будет открыта в Бельведере до 20 ноября.
В ближайшее время мы подробно расскажем о каждом из этих экспонатов, а также анонсируем следующую экспозицию Ай Вэйвэя, которая готовится во Флоренции.
Страница экспозиции Ай Вэйвэя на сайте Бельведера
Композиция Ай Вэйвэя «F. Лотос». Видеоканал «Дом 21-го века».