Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.
В середине лета 1766 года английский художник Джозеф Райт (Joseph Wright of Derby, 1734-1797) завершил картину «Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа замещает Солнце».
Хотя ко времени написания картины модель Солнечной системы уже не была абсолютным новшеством, она все еще оставалась диковинкой, а художники той поры любили писать диковинные картины, пользовавшиеся спросом у состоятельной публики. Вот и «Философ» писался не под заказ, но в расчете на интерес вполне конкретного потенциального покупателя – Вашингтона Ширли, 5-го графа Феррерс, просвещенного человека, у которого была своя механическая модель Солнечной системы. Об этой модели Джозеф Райт был наслышан от своего друга Питера Переза Бурдетта, геодезиста, картографа и художника, вхожего к графу Феррерсу. Считается, что оба они изображены на картине: Феррерс со своим сыном стоит рядом с моделью и демонстрирует присутствующим ее в действии, а Бурдетт что-то записывает.
Впрочем, в отношении главного персонажа картины высказывались и другие гипотезы. Так, Бенедикт Николсон в биографии Райта в 1968 году выдвинул версию, что основная фигура написана с Джона Уайтхёрста, а другие внимательные зрители замечают сходство человека, вдохновенно демонстрирующего модель, с Исааком Ньютоном, каким его изобразил Годфри Кнеллер. Известны и случаи, когда художник намеренно придавал изображаемому на картине заказчику или будущему покупателю черты сходства с кем-то из великих, так что, возможно, Райт изобразил Феррерса с чертами Ньютона.
Как бы то ни было, Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.
но уже его наследник 6-й граф Феррерс продал работу Райта с аукциона. Сегодня это полотно можно увидеть в постоянной экспозиции Музея и художественной галереи Дерби, где оно выставлено рядом с работающей механической моделью Солнечной системы.
Но главный научный секрет картины Райта заключается в том, как освещены лица персонажей картины. Свет исходит от лампы, которая замещает в модели Солнце. Если внимательно присмотреться к взрослым людям, окружившим модель, то нетрудно заметить, что лица их высвечены в разной мере и соответствуют основным фазам Луны – от Новолуния, когда нам виден только тонкий освещенный ободок, до Полнолуния, с такими промежуточными фазами, как полумесяц и ущербная Луна.
Представлением этой картины мы начинаем сразу два проекта, в рамках одного из которых представим произведения 1766 года, по-своему выражающие дух Века Просвещения в разных странах, а другой посвятим художественному осмыслению отношений человека и бесконечных небесных глубин с их звездами и планетами.