Выставка «Германия: Память нации» открылась в Британском музее

2 916 views

16 октября в Британском музее в Лондоне открылась выставка, посвященная 25-летию падения Берлинской стены и воссоединения германской нации.

 Иоганн Готлиб Киршер. Носорог. Реплика на гравюру Дюрера. Мейсенский фарфор. 1730. Государственная галерея искусств, Дрезден. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.
Иоганн Готлиб Киршер. Носорог. Реплика на гравюру Дюрера. Мейсенский фарфор. 1730. Государственная галерея искусств, Дрезден. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.

Альбрехт Дюрер. Носорог. Гравюра на дереве. 1515. Британский музей, Лондон.
Альбрехт Дюрер. Носорог. Гравюра на дереве. 1515. Британский музей, Лондон.

Идея экспозиции – представить через произведения искусства, от высокой живописи до средневековых украшений и современного дизайна, историческую память нации, которая на протяжении большей части своей истории была раздробленной сперва на небольшие феодальные государства, затем на земли и княжества, а когда, наконец, объединилась, то меньше, чем за столетие, стала участником двух мировых войн, причем участником трагическим, выступавшим в роли инициатора войны, а в итоге оказывавшаяся побежденной.

После второй мировой войны германская нация несла не себе печать исторической вины за преступления нацистов, и философ Маркузе со всей драматичностью и остротой поставил вопрос, можно ли писать стихи после Освенцима? При этом Германия была поделена на Западную и Восточную, и в социалистической ГДР был даже провозглашен тезис о «двух культурах».

И только последняя четверть века стала для германской нации временем единения, которое тоже происходило непросто, но зато совпало с объединением Европы, причем в европейском оркестре именно Германия играет первую скрипку.

Один из источников нынешней моральной силы германской нации – ее историческая память, не утраченная в периоды раздробленности, войн и раскола. Нация осознавала свое единство и воплощала его как в идеологических конструкциях, самой яркой из которых была средневековая Священная Римская Империя германской нации, так и в художественном творчестве.

Еще одна идея выставки – идея снятия исторических противоречий и определенного недоверия британского сознания по отношению к Германии. Грехи прошлого – это часть истории, которая сегодня стала общей для разных европейских народов, и теперь все могут черпать силы и извлекать выгоду из богатых традиций европейских наций.

В. Тишбейн. Гёте в Кампанье. 1787. Масло, холст. 164 х 206 см. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.
В. Тишбейн. Гёте в Кампанье. 1787. Масло, холст. 164 х 206 см. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.

Среди ключевых экспонатов выставки – картины Гольбейна и гравюры Дюрера, причем знаменитый «Носорог» предстает не только в графическом изображении, но и в скульптурных и декоративно-прикладных вариациях. Представлены и экспонаты, рассказывающие о рождении в германских землях книгопечатания, открывшего «Эру Гуттенберга». Другие германские художественные бренды – Мейсенский фарфор и такой узнаваемый шедевр промышленного дизайна, каким является Фольксваген Жук.

Выставка стала главным культурным событием, о котором пишет британская пресса. В день открытия выставки статьи об этом опубликовали «The Times», «The Guardian», «The Financial Times», «The Telegraph» и другие ведущие газеты.

Выставка открыта до 25 января 2015 года.

Видеоанонс выставки на сайте Британского музея.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *