«Заяц» Дюрера будет показан в венской Альбертине

5 004 views

Знаменитый рисунок Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer) «Заяц» («Feldhase») будет экспонироваться в Вене в галерее Альбертина впервые за последние десять лет.

Увидеть оригинал рисунка все желающие смогут с 16 марта по 29 июня.

Дюрер создал этот шедевр, который по праву считается самым известным акварельным рисунком в истории и символом творчества самого Дюрера, в 1502 году. На почти квадратный лист бумаги, наклеенной на картон, коричневой краской нанесена подмалевка, поверх нее темной краской положены тени, а затем почти сухой кистью с исключительно высокой степенью детализации изображен заяц, причем проработаны тысячи волосков, оттенки цвета и освещения которых меняются постепенно. Исследователи при помощи современных программ «разбирали» зайчика «по волоскам» и установили, что освещение шерсти меняется в соответствие со строгой закономерностью, почти так же, как это было бы сделано при современном компьютерном моделировании.

При таком детальном и натуралистичном изображении, «Заяц» остается не моделью и не эскизом, а именно художественным произведением, передающим испуг животного, его тревогу и готовность спасаться бегством.

Необычным является и расположение изображения, которое размещено на листе по диагонали, причем художник и зритель смотрят на зайца чуть сверху, в три четверти.

Современный анализ освещения шерсти животного позволяет предположить, что если рисунок выполнен с натуры, то эта натура находилась в помещении, а не на улице. Об это косвенно свидетельствует и отражение переплета окна в глазу зайца, которое тоже тщательно прорисовано, причем с учетом изгиба поверхности глаза.

При этом остается открытым вопрос, рисовал ли Дюрер живого зайца, или воспользовался в качестве модели охотничьим трофеем, или же вовсе рисовал зайца по памяти, создавая натуралистическое изображение силой художественной памяти и творческой фантазии. В пользу последней версии говорит то, что Дюрер в начале столетия увлекался платоновской теорией материального воплощения идей и пытался найти способы воплотить в художественном творчестве совершенные идеи, не воплощенные в предметном мире или воплощенные несовершенно, с изъянами.

В любом случае Дюрер придавал этой своей работе особое значение. Это один из первых его рисунков, датированных и подписанных самим художником.

Уже современники оценили величие этого небольшого по размеру и «низкого по жанру» шедевра. В 1519 году рисунок был приобретен нюрнбергским коллекционером Виллибальдом Имгофом, который, вероятно, часто показывал эту изюминку своей коллекции, что, к сожалению, привело к некоторому износу бумаги в первые десятилетия существования рисунка. В последней четверти XVI века охота Габсбургов за рисунками и гравюрами Дюрера закончилась приобретением важнейших из них, и среди прочих творений художника в Вену прибыл и «Заяц», которого оценили настолько высоко, что по распоряжению Рудольфа II поместили в императорскую сокровищницу. С 1783 года рисунок хранился в придворной библиотеке, а последним частным владельцем оказался герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого и стала основой фондом названного его именем и расположенного в его дворце музея Альбертина.

Из-за износа бумажной основы и разложения клея, при помощи которого бумага была наклеена на картон, а также из-за свойств акварели и гуаши рисунок Дюрера очень чувствителен к свету, поэтому его нельзя часто показывать публике, и даже одна из лучших его копий, выполненная в той же технике, что и оригинал, экспонируется в комнате с очень слабым освещением.

Специалисты Альбертины уже готовят знаменитый рисунок Дюрера к показу широкой публике.
Специалисты Альбертины уже готовят знаменитый рисунок Дюрера к показу широкой публике.

Основной источник: газета «Курьер» (Вена) 

Страничка «Зайца» на сайте Альбертины

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *