Первая неделя марта каждого года в мире знатоков Возрождения считается временем Сандро Боттичелли. И не только потому, что Алессандро ди[…]
Первая неделя марта каждого года в мире знатоков Возрождения считается временем Сандро Боттичелли. И не только потому, что Алессандро ди Мариано ди Ваи ди Филипепи, прославившийся как Сандро Боттичелли, родился 1 марта 1445 года. Главное, что именно этот ярчайший художник Возрождения создал образы Весны, которые и сегодня остаются классическими и в то же время современными. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок.
Будущий художник родился в семье ремесленника во Флоренции в квартале Санта-Мария-Новелла в самый разгар кватроченто – так называют итальянское Возрождение XV века. Ему повезло, потому что вокруг работало столько замечательных художников, что был даже выбор, у кого из гениев учиться. Сандро, который унаследовал от старшего брата толстяка Джованни прозвище Боттичелли – Бочонок, пять лет учился Фра Филиппо Липпи, а после отъезда учителя в Сполетто подался в мастерскую Андреа Вероккьо.
Постепенно обретая собственный стиль, молодой художник выполняет все больше заказов церквей и частных лиц. Около 1475 года он пишет для состоятельного флорентийца Гаспаре дель Ламы полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо евангельских персонажей изображает семейство Медичи и самого себя. Картина настолько удачна, что слава Боттичелли выходит за пределы Флоренции, и о нем говорят как об одном из лучших среди всех замечательных художников его поколения.
Папа Сикст IV поручает ему руководство работами по росписи стен Сикстинской капеллы, причем вместе с Боттичелли эту капеллу, которая будет признана непревзойденным шедевром, расписывают Гирландайо, Перуджино и Росселли. Окончательный вид капелла примет после того, как в 1508-1512 годах уже при Юлии II ее алтарную стену и потолок распишет Микеланджело.
В 1482 году Боттичелли, уже овеянный славой, пишет самую романтичную и загадочную свою картину «Весна». Это полотно очаровывает уже десятки поколений зрителей, и на протяжении более половины тысячелетия порождает массу толкований. Только в ХХ веке Аби Варбург установил литературные источники сюжета этой великой картины, среди которых поэма Лукреция «О природе вещей».
Весенний хоровод и другие образы картины Боттичелли вдохновили многих художников, предопределив мотивы их творчества. Современные исследователи считают, что фрагменты Primavera чаще любой другой картины во всей истории живописи используются для иллюстрирования книг, в особенности, романов. Это образы на все времена.