Аркадий Рылов. Гремящая река. 1917

163 views

Написанная в разгар буржуазной революции в России, эта работа таит ещё и иной, скрытый смысл.

Мы уже видели на картине Николая Богданова-Бельского «Переправа» какие проблемы несла весна жителям российской деревни. Но если на этой картине разлился ручей, то что же тогда бывает весной с русскими реками, пусть не такими великими, как Волга или Енисей, но все же достаточно полноводными. По весне вода в таких реках несется с огромной скоростью, да если бы только вода! Главная опасность лесного половодья – это деревья, ветки и даже камни, которые талая вода подхватывает и несет, разгоняя всё больше и больше, превращая в страшные снаряды, готовые обрушиться на любого, кто окажется на пути. Грохот при этом стоит неимоверный. Не зря же весенние реки, протекающие в лесу или выходящие из леса, называют гремящими или, по-северному, гремячими.
В селе Истобенске Вятской губернии, откуда родом русский и советский художник Аркадий Рылов, о таких реках много знают, и детей сызмальства учат остерегаться гремячих потоков. Хотя полотно «Гремящая река», которое мы сегодня представляем в роли картины-юбиляра, выражает, конечно, не только силу водно-лесной стихии. Написанная в марте 1917-го, в разгар буржуазной революции в России, эта работа таит и иной скрытый смысл, который нам, живущим через столетие очевиден, а вот современникам Рылова был непонятен.
Впрочем, сам автор картины, будучи выходцем из российской глубинки, прекрасно понимал, что есть такие потоки, на пути которых лучше не становиться. Он получил признание Советской власти, стал членом-учредителем Ленинградского союза художников, профессором, и многим из нас известен со школьной скамьи не столько пейзажами, сколько картиной «Ленин в разливе». Но это уже иная история, о которой мы в год столетия революции еще поговорим.

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *