Картина Жерома «Клеопатра и Цезарь»

4 005 views

Аллегория торжества женской красоты над мудростью политиков и величием государственных мужей.

В 1866 году картина Жана-Леона Жерома «Клеопатра и Цезарь» стала одним из главных событий парижского салона и быстро приобрела европейскую славу, во многом благодаря восторженным газетным и журнальным статьям. Несмотря на то, что в эти годы в Париже уже набирал популярность импрессионизм, значительная часть публики еще оставалась приверженной неоклассицизму, и лидер этого направления Жером был одним из столпов столичного общества.

Жан-Леон Жером. Клеопатра и Цезарь. 1866. Масло, шелк на холсте. 183х129,5 см. Частная коллекция, США.
Жан-Леон Жером. Клеопатра и Цезарь. 1866. Масло, шелк на холсте. 183х129,5 см. Частная коллекция, США.

По предложению писателя Проспера Мериме художник взялся за работу над произведением на сюжет, рассказанный Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях» в начале II века н.э. По версии древнегреческого биографа, египетская царица Клеопатра, ведя гражданскую войну с братом Птолемеем XIII, и узнав, что римский правитель Юлий Цезарь захватил ее бывший дворец, тайно проникла туда и предстала перед взором великого римлянина во всей красе.

Якобы слуга Апполодор Сицилийский пронес в покои Цезаря Клеопатру, завернутую в ковер. На картине Жерома как раз и изображен момент, когда 22-летня красавица, выбравшись из ковра, предстает перед Цезарем, прекрасно понимая свою силу. Стареющий и уже лысый Цезарь, отнюдь не такой помпезный, каким его ваяли римские скульпторы, а просто мудрый правитель, много работающий (и в этот момент он тоже трудится над бумагами), явно шокирован появлением Клеопатры, хотя со свойственной ему прозорливостью уже осознаёт неизбежность дальнейших событий. Разумеется, Клеопатра сделает Цезаря своим любовником и союзником, использовав римскую мощь для решения собственных политических задач.

Картина была заказана богатой куртизанкой Паивой для её особняка на Елисейских полях, и даже была первоначально написана на шелке. Гостями Паивы были министры и другие влиятельные люди. Поэтому триумф Клеопатры должен был аллегорически выражать торжество женской красоты над самыми мудрыми политиками и великими правителями. Но заказчице работа не понравилась, что не огорчило автора, поскольку он и сам уже хотел для этого полотна (Жером подложил под шелк слой холста) выставочной славы.

Жан-Леон Жером. Автопортрет. 1886. Масло, холст. Абердинская Художественная галерея, Шотландия.
Жан-Леон Жером. Автопортрет. 1886. Масло, холст. Абердинская Художественная галерея, Шотландия.

Любопытно, что сюжет о том, как слуга пронес Клеопатру в ковре, возник благодаря исторической неточности и стал общеизвестным именно благодаря картине Жерома. Неточность перевода (в оригинале у Плутарха фигурирует не ковер, а вещевой мешок) сделала историю более колоритной, а после того, как Жером изобразил Клеопатру, стоящей ногой на ковре, из которого она только что выбралась, спорить с этим мифом уже не возможно да и вряд ли нужно.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий картина не доступна публике, поскольку такова воля ее владельца, в частной коллекции которого она находится.

Этот материал публикуется в рамках проекта «Картины-юбиляры».

 

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *