Картина Рокотова в роли «портрета кисти Неллера» в Баскервиль-холле

4 329 views

Портрет написан между 1785 годом (когда Простасов был произведен в кавалеры Ордена Св. Владимира 2-й степени) и 1794 годом (год смерти Протасова).

Вчера мы опубликовали галерею портретов кисти Неллера и отметили, что многие дворянские семьи Англии XVIII века стремились заказать этому художнику хотя бы один портрет. Мы напомнили, что Шерлок Холмс узнал портрет кисти Неллера в Баскервиль-холле и пообещали рассказать связанную с этим эпизодом историю.

Итак, Конан Дойль вкладывает в уста великому сыщику такие слова: «Бьюсь об заклад, что вон та дама в голубом шелковом платье – кисти Неллера. А толстый джентльмен в парике, безусловно, написан Рейнольдсом. Это фамильные портреты?»

В советской телеэкранизации Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова говорит несколько иначе: «Вот это портрет кисти Неллера. А это, если я не ошибаюсь, Рейнольдс. Вы плохо выглядите, Генри, Вам нужно больше гулять».

Действительно, в распоряжении режиссера Масленникова и его съемочной группы не было копий подходящих под описание портретов работы Неллера и Рейнольдса. Несколько работ этих авторов есть в коллекции Эрмитажа, но на них изображены отнюдь не дама в голубом шелковом платье и не толстый джентльмен в парике. Поэтому режиссеру, художнику-постановщику и декораторам пришлось искать выход из этой ситуации исходя из того, что имелось в наличии. В результате нашлась и дама (хотя одета она не в голубое), и толстый джентльмен в парике.

Стоп-кадр из телевизионного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». СССР, 1981. Фото с форума сайта «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Интернет-памятник фильму».
Стоп-кадр из телевизионного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». СССР, 1981. Фото с форума сайта «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Интернет-памятник фильму»
Джон Рассел (1745-1806). Портрет девушки в капоре (Портрет миссис Дженет Гейзел Каминг). Пастель на бумаге, наложенной на холст. 72х55 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джон Рассел (1745-1806). Портрет девушки в капоре (Портрет миссис Дженет Гейзел Каминг). Пастель на бумаге, наложенной на холст. 72х55 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет дамы повесили рядом с портретом Хьюго Баскервиля, к которому по сюжету привлечено пристальное внимание. Это копия портрет миссис Дженет Гейзел Каминг работы Джона Рассела (1745-1806). Правда, оригинал, хранящийся в Эрмитаже, написал не маслом на холсте, а пастелью на бумаге, наклеенной на холст. Но копия, использованная при съемках, явно выполнена маслом, о чем свидетельствует характерный блик на одном из стоп-кадров, на котором ясно видна характерная фактура поверхности. Разумеется, это портрет гораздо более поздний, чем портреты Годфри Неллера (1648-1723), зато вполне современный работам Джошуа Рейнольдса (1723-1792).

«Портрет кисти Неллера» на стене каминного-зала «Баскервиль-холла». Монтажные срезки с пленки телевизионного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». СССР, 1981. Фото с сайта «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Интернет-памятник фильму».
«Портрет кисти Неллера» на стене каминного-зала «Баскервиль-холла». Монтажные срезки с пленки телевизионного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». СССР, 1981. Фото с сайта «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Интернет-памятник фильму».
Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Портрет генерал-поручик Петра Семеновича Протасова (1730-1794). Вторая половина 1780-х. Холст, масло. 68,5х55 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Портрет генерал-поручик Петра Семеновича Протасова (1730-1794). Вторая половина 1780-х. Холст, масло. 68,5х55 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ну а в роли «Толстого господина в парике», разглядывая который наш Холмс говорит, что «вот это портрет кисти Неллера», выступила картина знаменитого русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) и изображен на ней генерал-поручик Петр Семенович Протасов. Портрет написан между 1785 годом (когда Простасов был произведен в кавалеры Ордена Св. Владимира 2-й степени) и 1794 годом (год смерти Протасова).

Петр Степанович Протасов (1730-1794) – сын тайного советника и сенатора С.Ф. Протасова и родной брат камер-фрейлины графини А.С. Протасовой, которая была любимицей Екатерины II. На портрете он изображен в виц-мундире армейской пехоты с крестом и звездой Ордена Св. Владимира 2-й степени.

Как видим, в телефильме действительно задействованы картины второй половины XVIII века, причем одна из них – английская, другая – русская. Это, конечно, анахронизм, но ведь советская экранизация и снималась в Таллинне и в Ленинграде, а не в Девоншире и Лондоне. И, по правде сказать, подобные условности ничуть не портят впечатления от любимого фильма.

Ну а завтра мы продолжим этот разговор и расскажем нечто любопытное о портрете Хьюго Баскервиля.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *