Федоскинская миниатюра является поистине жемчужиной русского прикладного искусства. Она наполнена светом, радостью, красочными образами народной жизни.
Федоскинские мастера очень любили изображать сцены из зимней жизни русской деревни. Зима для крестьянина была временем свадеб, праздников, веселья, совместных посиделок молодежи и отдыха от напряженных весенне-летних работ.
История федоскинской миниатюры восходит к 1785 году, когда купец П.И.Коробов организовал изготовление изделий из папье-маше, украшенных раскрашенными гравюрами. Первоначально эти изделия были копиями немецких образцов, производимых на фабрике Иоганна Штобвассера в Брауншвейге.
Затем, во второй четверти XIX века, табакерки, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Часто это были миниатюрные копии известных живописных работ.
И лишь во второй половине XIX века под влиянием народного прикладного искусства и иконописных традиций, сюжетами миниатюр становятся сценки народной жизни. Миниатюры постепенно утрачивают анонимный характер и становятся авторскими.
Основными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали тройки, «чаепития», сюжеты из русской крестьянской жизни, иллюстрации к сказкам. С этого момента федоскинская миниатюра окончательно становится неотъемлемой частью русского прикладного искусства, с ярко выраженным национальным характером.
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются: замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по-сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, иногда делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, и создают эффект свечения, кажется, что от изображений исходит свет.
Искусство федоскинской миниатюры все еще живо и поныне представляет радостный светлый образ России.
Всего в галерея 40 изображений.