За эти годы Центр Помпиду стал крупнейшим музеем современного искусства и третьей по посещаемости достопримечательностью Парижа
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, обычно называемый просто Центром Помпиду, был официально открыт 31 января 1977 года. В 1969 году тогдашний Президент Франции Жорж Помпиду, напуганный волнениями молодежи в Париже в 1968-м, заявил о необходимости большего внимания к современной идеологии, неформальному искусству и молодежному творчеству. Он объявил о том, что в неподалеку от центра Парижа в 4-м округе в квартале Бобур на плато, освобожденном в результате расселения ветхих домов и сноса старых промышленных зданий будет построен огромный Центр современного искусства, задачей которого будет не только собрать и экспонировать музейную коллекцию живописи, графики и скульптуры ХХ века, но и предоставить помещения, специально предназначенные для творчества, пригодные для этого и должным образом оборудованные. Президент сказал, что в этом центре должны заниматься музыкой, танцами, пантомимой, поэзией, изобразительным искусством во всех его формах, а также философскими диспутами не менее полумиллиона молодых парижан на систематической основе, и еще миллион надо ежегодно привлекать на выставки, встречи, лекции, семинары, диспуты, презентации и другие интересные молодежи мероприятия.
Амбициозный проект был реализован и даже превзошел ожидания. К концу 1976 года было возведено здание необычных для центра Парижа размеров и архитектуры: его длина составляет 166 метров (это примерно в 1,5 раза больше длины футбольного поля и больше расстояния от трибуны до трибуны на стадионе с беговыми дорожками), ширина 60 метров, высота 42 метра. Необычность и даже скандальность архитектурного решения заключается в том, что все технические конструкции и элементы инженерной инфраструктуры вынесены наружу, что позволяет полезно использовать практически всю внутреннюю площадь и делает задние необычным и легко узнаваемым, поскольку оно как бы вывернуто наизнанку. То, что обычно спрятано внутри и замаскировано, здесь расположено вокруг стен и специально бросается в глаза: арматурные соединения и другие конструкции здания окрашены белым цветом, вентиляционные трубы и иные элементы кондиционирования – зеленым, водопроводные трубы – зеленым, короба с электропроводкой – желтым, лифты и эскалаторы – красным. Кстати, эскалаторы пользуются особой популярностью. Посчитано, что проезжая на эскалаторах, протянувшихся по диагонали всего фасада здания, туристы делают в среднем по 20 снимков, и неудивительно, поскольку им открывается вид сверху на центр Парижа.
Главное учреждение Центра Помпиду – Музей современного искусства, о котором мы еще расскажем. Здесь же проводятся самые громкие выставки искусства ХХ века, каждая из которых становится самостоятельным культурным событием и занимает собственное место в истории. Самые знаменитые выставки 70-х-80-х – «Париж – Нью-Йорк», «Париж – Берлин», «Париж – Москва», «Париж – Париж», «Вена: Рождение века», «Воспоминания о будущем», «Маги земли».
В Центре расположены самый большой магазин книг по современному искусству и самая большая библиотека книг по современному искусству, причем вход в библиотеку и пользование ее фондами – бесплатные «для всех граждан мира».
Центр Помпиду сегодня является третьей по посещаемости достопримечательностью Франции после Лувра и Эйфелевой башни. Ежегодно он принимает более 6 млн. посетителей, в том числе более 3,5 млн приходят в Музей современного искусства. При этом Центр, как и задумывал его основатель, стал самым посещаемым французами культурным учреждением: каждый год сюда приходят не менее 2 млн парижан и жителей пригородов столицы, в том числе более 600 тыс. по карточкам постоянных посетителей.