Вспоминаем самое важное, что мы не вправе подвергать забвению.
После Нового года прошел почти месяц, а это значит, что все мероприятия прошлогодней программы завершены, вышли в свет все книги, датированные 2016 годом, и декабрьские номера журналов дошли до читателей. Поэтому последняя неделя января традиционно становится временем подведения культурных итогов прошлого года.
Сегодня мы вспомним главные юбилеи российской культуры 2016 года. К сожалению, не все эти даты стали поводами для проведения юбилейных конференций и других мероприятий, не каждому посвящены книги и статьи, не все получили достойное освещение в СМИ. Некоторые юбилеи и вовсе прошли практически не замеченными. Тем более надо хотя бы напомнить о том, что мы не вправе предавать забвению.
Самая круглая дата – 1000-летие русского права. В Новгородской летописи под 1016 годом помещен рассказ о том, как Ярослав Мудрый садится княжить в Киеве, и тут же приводится текст краткой редакции «Русской правды». Это самые древний памятник русского права. За рубежом подобная дата стала бы поводом для масштабной национальной программы с участием и государства, и университетов, и юристов. Однако у нас дело ограничилось несколькими статьями и выставкой в Российской национальной библиотеке, причем упор делался именно на юбилее письменного памятника, а не самого русского права.
12 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина – писателя, историка, реформатора языка, общественного деятеля и патриота, внесшего огромный вклад в развитие русской культуры. Его перу принадлежит 12-томная «История государства Российского», он стал самым ярким представителем русского сентиментализма в литературе, и его «Бедную Лизу» поныне читают, экранизируют и смотрят. Именно Карамзин ввел в русский язык букву «ё» и множество новых слов, в том числе «промышленость», «моральный», «эпоха», «сцена», «благотворительность», «достопримечательность», «ответственность».
16 декабря мир отметил 150-летие Василия Васильевича Кандинского – русского художника, снискавшего мировую славу и ставшего одним из самых узнаваемых россиян ХХ века. Родившись в Москве, Кандинский учился в Одессе и в Мюнхене, возвращался в Россию, жил в Германии и во Франции, приняв последовательно гражданство обеих этих стран. Этот живописец, график и теоретик изобразительного искусства по праву считается ярчайшим основоположником абстракционизма.
Петр Ильич Чайковский. Симфония № 1 («Зимние грёзы»). 1866. Фрагмент.
Симфонический оркестр Московской филармонии. Художественный руководитель и дирижер Юрий Симонов.
В том же году, когда родился Кандинский, – в 1866-м пореформенном году, когда в стране болезненно шел процесс освобождения крестьянства, а в обществе кипели дискуссии в связи с такими нововведениями, как, скажем, суд присяжных, были созданы три великих произведения русской прозы, поэзии и музыки, которым в 2016-м тоже исполнилось по 150 лет. Это роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», четверостишие Федора Ивановича Тютчева «Умом Россию не понять…» и Симфония № 1 Петра Ильича Чайковского, с которой началась профессиональная карьера величайшего русского композитора.
Наступил 2017 год, и нас ждут новые знаменательные даты и важные юбилеи. Но имена Карамзина и Кандинского, «Русская правда» и «Преступление и наказание», Первая симфония Чайковского и самое цитируемое четверостишие Тютчева заслуживают того, чтобы еще раз их вспомнить и вообще почаще вспоминать.