Шесть главных юбилеев российской культуры в 2016 году

147 views

Вспоминаем самое важное, что мы не вправе подвергать забвению.

После Нового года прошел почти месяц, а это значит, что все мероприятия прошлогодней программы завершены, вышли в свет все книги, датированные 2016 годом, и декабрьские номера журналов дошли до читателей. Поэтому последняя неделя января традиционно становится временем подведения культурных итогов прошлого года.

Сегодня мы вспомним главные юбилеи российской культуры 2016 года. К сожалению, не все эти даты стали поводами для проведения юбилейных конференций и других мероприятий, не каждому посвящены книги и статьи, не все получили достойное освещение в СМИ. Некоторые юбилеи и вовсе прошли практически не замеченными. Тем более надо хотя бы напомнить о том, что мы не вправе предавать забвению.

Самая круглая дата – 1000-летие русского права. В Новгородской летописи под 1016 годом помещен рассказ о том, как Ярослав Мудрый садится княжить в Киеве, и тут же приводится текст краткой редакции «Русской правды». Это самые древний памятник русского права. За рубежом подобная дата стала бы поводом для масштабной национальной программы с участием и государства, и университетов, и юристов. Однако у нас дело ограничилось несколькими статьями и выставкой в Российской национальной библиотеке, причем упор делался именно на юбилее письменного памятника, а не самого русского права.

Николай Смелнер. Портрет Николая Карамзина. Оттиск с гравюры, приложенный к собранию сочинений. 1817.
Николай Смелнер. Портрет Николая Карамзина. Оттиск с гравюры, приложенный к собранию сочинений. 1817. Источник https://upload.wikimedia.org/

12 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина – писателя, историка, реформатора языка, общественного деятеля и патриота, внесшего огромный вклад в развитие русской культуры. Его перу принадлежит 12-томная «История государства Российского», он стал самым ярким представителем русского сентиментализма в литературе, и его «Бедную Лизу» поныне читают, экранизируют и смотрят. Именно Карамзин ввел в русский язык букву «ё» и множество новых слов, в том числе «промышленость», «моральный», «эпоха», «сцена», «благотворительность», «достопримечательность», «ответственность».

Василий Кандинский. Без названия. 1916. Акварель, гуашь, пастель на бумаге. 23,0х34,0 см. Частная коллекция.
Василий Кандинский. Без названия. 1916. Акварель, гуашь, пастель на бумаге. 23,0х34,0 см. Частная коллекция. Источник http://www.kandinsky-art.ru/

16 декабря мир отметил 150-летие Василия Васильевича Кандинского – русского художника, снискавшего мировую славу и ставшего одним из самых узнаваемых россиян ХХ века. Родившись в Москве, Кандинский учился в Одессе и в Мюнхене, возвращался в Россию, жил в Германии и во Франции, приняв последовательно гражданство обеих этих стран. Этот живописец, график и теоретик изобразительного искусства по праву считается ярчайшим основоположником абстракционизма.

Петр Ильич Чайковский. Симфония № 1 («Зимние грёзы»). 1866. Фрагмент.
Петр Ильич Чайковский. Симфония № 1 («Зимние грёзы»). 1866. Фрагмент. Источник http://www.belcanto.ru/

Петр Ильич Чайковский. Симфония № 1 («Зимние грёзы»). 1866. Фрагмент.

Симфонический оркестр Московской филармонии. Художественный руководитель и дирижер Юрий Симонов.

В том же году, когда родился Кандинский, – в 1866-м пореформенном году, когда в стране болезненно шел процесс освобождения крестьянства, а в обществе кипели дискуссии в связи с такими нововведениями, как, скажем, суд присяжных, были созданы три великих произведения русской прозы, поэзии и музыки, которым в 2016-м тоже исполнилось по 150 лет. Это роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», четверостишие Федора Ивановича Тютчева «Умом Россию не понять…» и Симфония № 1 Петра Ильича Чайковского, с которой началась профессиональная карьера величайшего русского композитора.

Наступил 2017 год, и нас ждут новые знаменательные даты и важные юбилеи. Но имена Карамзина и Кандинского, «Русская правда» и «Преступление и наказание», Первая симфония Чайковского и самое цитируемое четверостишие Тютчева заслуживают того, чтобы еще раз их вспомнить и вообще почаще вспоминать.

Русская правда
Русская правда. Источник https://upload.wikimedia.org/
Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *