175 лет назад состоялась премьера балета Адана «Жизель»

925 views

28 июня 1841 года в театре Королевской Академии музыки на сцене Опера Ле Пелетье в Париже  состоялась премьера одного из самых знаменитых балетов в истории «Жизели» Адольфа Адана.

Фантастический балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, романтически пересказанной Генрихом Гейне, стал настоящей сенсацией музыкальной жизни Европы и символом французского балета XIX века. Череда постановок началась сразу же, и уже в 1842 году «Жизель» давали в Бордо, Марселе, Турине, Лондоне, Брюсселе, Вене и Санкт-Петербурге, а еще через год этой трогательной мистической истории рукоплескала публика в Лионе, Милане, Венеции, Берлине и Москве. История постановок продолжается и поныне. Практически каждая прима-балерина танцевала Жизель.

Главный герой граф Альберт переодевается в крестьянское платье, чтобы тайно встречаться с простой и доброй девушкой Жизелью, в которую влюблен. Но он уже обручен с дочерью герцога Батильдой, и когда мстящий Жизели за отвергнутую любовь лесничий Ганс раскрывает секрет графа, тот решительно делает выбор в пользу статусной невесты. Обманутая Жизель умирает от горя.

Во втором действии на деревенском кладбище среди могил в лунном свете танцуют вилисы – невесты, умершие до свадьбы, готовые закружить в смертельном хороводе каждого, кто ночью придет на их территорию. Первым приходит лесничий Ганс, замученный угрызениями совести. Он просит прощения на могиле Жизели и умирает, закруженный вилисами. Вторым на могилу Жизели приходит граф Альберт, которого мучает не только совесть, но и любовь к погубленной им девушке. Вилисы кружат и его, но в предсмертный миг Альберт видит тень Жизели, которая является, чтобы спасти того, кто ее погубил, но самоотверженную любовь к кому она сохранила.

Душещипательная готическая легенда, мастерски обработанная Гейне, четко выстроенное либретто, вышедшее из-под пера замечательного писателя Готье и обработанное для постановки лучшим хореографом Коралли, и, конечно, пронзительная музыка Адана – вот составляющие феноменального успеха этого необычного балета, открывшего готической мистике путь на балетную и оперную сцену.

Адольф Адан. Жизель. Гранд Опера, Париж. 1991.
Адольф Адан. Жизель. Гранд Опера, Париж. 1991.
Афиша премьеры «Жизели» Адана. Париж, 28 июня 1841 г.
Афиша премьеры «Жизели» Адана. Париж, 28 июня 1841 г.
«Жизель» Адана на сцене Парижской оперы. Литография 1867 г.
«Жизель» Адана на сцене Парижской оперы. Литография 1867 г.
Вацлав Нижинский в роли Альберта. Дягилевские сезоны. 1910-е. Открытка 1934 г.
Вацлав Нижинский в роли Альберта. Дягилевские сезоны. 1910-е. Открытка 1934 г.
Адольф Адан. Жизель. Государственный академический Большой театр, Москва. 1966. Жизель – Наталья Бессмертнова. Фото Бориса Рябинина.
Адольф Адан. Жизель. Государственный академический Большой театр, Москва. 1966. Жизель – Наталья Бессмертнова. Фото Бориса Рябинина.
Адольф Адан. Жизель. Государственный академический Большой театр, Москва. 1972. Жизель – Марина Кондратьева, граф Альберт – Марис Лиепа. Фото Александра Макарова.
Адольф Адан. Жизель. Государственный академический Большой театр, Москва. 1972. Жизель – Марина Кондратьева, граф Альберт – Марис Лиепа. Фото Александра Макарова.

ВИДЕО:

Адольф Адан. Жизель. Государственный академический Большой театр, Москва. 30 марта 2012 г.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *