20 октября 1824 года (8 октября по старому стилю) в Санкт-Петербурге родился Александр Васильевич Дружинин – русский писатель, переводчик Байрона и Шекспира, литературный критик, проповедовавший чистое искусство, один из столпов русской литературной общественности пореформенной поры.
Александр Васильевич Дружинин. 1850-е. Гравюра, приложенная к книге П.В. Анненкова «Литературные воспоминания».
Дружинин родился в дворянской семье, получил домашнее воспитание, затем закончил пажеский корпус, служил в лейб-гвардии Финляндском полку и в Военном министерстве.
С конца 40-х годов стал челном редколлегии журнала «Современник» и идеологом так называемого «чистого искусства», которое он противопоставлял концепциям революционно-демократических критиков, требовавших от искусства социальности и выражения общественных конфликтов. Дружил с Григоровичем, Тургеневым, Анненковым, Боткиным, оказал значительное влияние на формирование эстетических взглядов Льва Толстого. Позже был соредактором журнала «Век», редактором журнала «Библиотека для чтения», сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский вестник».
Находился в самой гуще литературно-критических дискуссий. Поскольку Дружинин был главным оппонентом Белинского, Добролюбова и Чернышевского, то в советские годы его имя упоминалось в учебниках литературы эпизодически и почти исключительно в негативном контексте.
Владея английским языком, что было в ту пору не таким уж частым явлением, поскольку даже выдающиеся литераторы от Пушкина до Толстого читали Байрона во французских переводах, Дружинин стал одним из первых переводчиков стихов Байрона и пьес Шекспира, в том числе, ему принадлежит известный и сегодня перевод «Короля Лира».
Александр Дружинин умер от чахотки, не дожив и до сорока лет. Похоронен тихо и скромно на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с матерью и отцом.
Но именно он оставил неизгладимый след в истории русской литературы, задав и отстояв то эстетическое направление, которому следовали Федор Тютчев, Афанасий Фет и еще многие сторонники чистого искусства.