200 лет назад родился Михаил Юрьевич Лермонтов

3 477 views

Студент Московского университета, учившийся на двух факультетах – нравственно-политическом и словесном, – затем гусар лейб-гвардеец, воевавший на Кавказе и погибший на офицерской дуэли.

15 октября 1814 года в Москве родился русский поэт, прозаик и драматург Михаил Юрьевич Лермонтов, который стоит вторым вслед за Пушкиным в канонической истории русской литературной классики.

Петр Ефимович Заболотский (1803–1866). Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в ментике Лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Картон, масло. 36 х 28,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой.
Петр Ефимович Заболотский (1803–1866). Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в ментике Лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Картон, масло. 36 х 28,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой.

Студент Московского университета, учившийся на двух факультетах – нравственно-политическом и словесном, – затем гусар лейб-гвардеец, воевавший на Кавказе и погибший на офицерской дуэли, Михаил Лермонтов вошел не только в историю русской литературы, но и в народное сознание. Почти каждый россиянин в детстве видел историю Бородинского сражения глазами лермонтовского «дяди», а многие стихи красавца-гусара стали народными песнями.

Вслед за Пушкиным, Лермонтов пробовал перо в разных жанрах, то подражая Байрону и перелагая по-русски стихи немецких романтиков, то осознавая свой особенный путь, «не Байрона, а другого избранника», «гонимого миром странника, но только с русскою душой», то посвящая себя восточным романтическим поэмам. Им достигнуты вершины и в лирических стихах, и в мистических поэмах, и в романе, и в драматургии. Три величайших произведения Лермонтова – поэма «Демон», драма «Маскарад» и роман «Герой нашего времени» – принадлежат трем разным жанрам, и тем, кто знакомится с его творчеством, трудно поверить, что эти такие разные шедевры написаны одним человеком, прожившим неполных 27 лет.

Еще одна важная особенность творчества Лермонтова, определяющая его особое место в русской литературе и в то же время повлиявшая на дальнейшее ее развитие, – это естественное сочетание гражданских, философских и личных мотивов в его творчестве, что делает произведения Лермонтова особенно притягательными и убедительными.

Обложка первого издания романа «Герой нашего времени» (Санкт-Петербург, 1840) и шмуцтитул с дарственной надписью автора кн. О.С. Одоевской. В надписи Лермонтов шутливо называет себя «Героем нашего времени».
Обложка первого издания романа «Герой нашего времени» (Санкт-Петербург, 1840) и шмуцтитул с дарственной надписью автора кн. О.С. Одоевской. В надписи Лермонтов шутливо называет себя «Героем нашего времени».

Готовившееся в 1914 году празднование 100-летия со дня рождения Лермонтова должно было стать важнейшим событием в российской общественной и культурной жизни той поры, но его сорвала начавшаяся мировая война.

В 1964-м в СССР широко отметили 150-летний юбилей поэта, к которому были изданы монографии и сборники статей, проведены конференции и чтения во многих городах страны. Так случилось, что именно эти юбилейные мероприятия стали едва ли не последней попыткой диалога между властью и творческой интеллигенцией, шанс на который открыла Оттепель. Буквально накануне лермонтовского юбилея был смещен со своих должностей Никита Хрущев и к власти пришел Леонид Брежнев.

В 2014 году юбилей Лермонтова отмечается, в основном, в рамках официальной науки, хотя при этом проводятся мероприятия во многих школах и районных библиотеках.

Обложка первого английского издания романа «Герой нашего времени» (Лондон, 1854).
Обложка первого английского издания романа «Герой нашего времени» (Лондон, 1854)

Журнал EACulture начинает цикл юбилейных публикаций в рамках специального проекта «Лермонтов». Каждую среду читайте статьи и заметки, посвященные творчеству Лермонтова, под рубрикой «Публикации».

А в качестве пролога предлагаем вспомнить статью «Две картины: Наполеон Давида и Наполеон Делароша», в которой цитируется стихотворение Лермонтова «Воздушный карабль» в общеевропейском контексте формирования наполеоновского мифа в XIX веке.

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *