15 января (3 января по старому стилю) 1772 года в Санкт-Петербург была доставлена из Парижа знаменитая коллекция картин барона Пьера Кроза, по своему значению уступавшая только королевскому собранию.
Прибытие этой коллекции сегодня сравнивают со слиянием двух больших рек, после которого река становится великой, и имя этой великой реке – Эрмитаж.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669). Даная. 1636–1642. Холст, масло. 185 х 202,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государственный Эрмитаж в этом году отпразднует свое 250-летие. Датой рождения крупнейшего российского художественного музея традиционно считают 1764 год, когда Императрица Екатерина II приняла в счет долга российской казне от берлинского купца И.Э. Гоцковского коллекцию из 225 картин западноевропейских художников. В 1769 году была приобретена коллекция саксонского министра Генриха Брюля. Но решающим приобретением, после которого о коллекции Екатерины стали говорить, как о выдающемся собрании живописи, стала покупка коллекции барона Кроза.
Финансист Пьер Кроз (1661-1740) собрал в своем парижском особняке коллекцию из 400 картин, 19 000 рисунков и 1 500 резных камней. После смерти барона рисунки, гравюры и камни были проданы с аукциона в благотворительных целях, причем коллекция резных камней через агентов Екатерины попала в итоге в 1788 году в Эрмитаж.
Владельцем коллекции картин Пьера Кроза стал его племянник маркиз дю Шатель, а затем после смерти маркиза – другой племянник барона, Луи-Антуан Кроз, барон де Тьер. Именно он и уступил агентам российской Императрицы коллекцию, собранную дядей, в дополнение которой были куплены также 11 картин из приданого дочери маркиза дю Шателя – невесты французского министра герцога Эьена Франсуа Шуазеля. В качестве агентов, сумевших убедить владельцев уступить коллекцию, выступили знаменитый философ Дени Дидро, его друг и партнер Фридрих Мельхиор Гримм, коллекционер из Женевы Франсуа Троншен и блестящий российский дипломат Дмитрий Алексеевич Голицын.
В январе 1772 года в Эрмитаже принимали 158 картин из коллекции барона Кроза, и в их числе «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Рождество Иоанна Крестителя» Тинторетто, «Даная» Рембрандта и его же «Святое семейство», «Вакх» Рубенса и его же «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Портрет Вирджинио Чезарини» Ван Дейка и его же «Автопортрет», «Мальчик с собакой» Мурильо, «Амуры и гении» Пуссена, «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше, «Прачка» Шардена и три шедевра Ватто – «Актеры французского театра», «Военный роздых» и «Тягости войны».
После этого коллекция Эрмитажа много раз пополнялась ценными приобретениями, и главных из них мы расскажем в течение юбилейного года. Но именно с момента пополнения эрмитажной коллекции великими картинами итальянских мастеров Возрождения и с появления в Эрмитаже «Данаи» Рембрандта начинается европейская слава Эрмитажа, и слава эта, по замыслу Екатерины II, должна была убеждать европейцев в силе и мощи Российской Империи и формированию образа просвещенной императрицы.
Сайт, посвященный 250-летия Эрмитажа.