В Рождественские дни 1863 года в Париже впервые была показана публике статуя, известная как Ника Самофракийская.
Ника Самофракийская. Ок. 190 г. до н.э. Мрамор. Высота 328 см. Лувр, Париж.
Французский консул и археолог-любитель Шарль Шампуазо нашел эту разрушенную скульптуру в апреле 1863 года на территории святилища на северо-восточном греческом острове Самосе Фракийском. Он сразу же оценил высокий художественный уровень скульптуры и ценность находки, поэтому постарался скрыть ее от лишних глаз и отправить во Францию. Ее первый показ в Париже был разрекламирован и обставлен сообразно уникальности этого шедевра, который с тех пор вот уже полтора столетия служит одним из главных символов Античности.
Статуя была установлена около 190 г. до н.э. на отвесной скале на морском берегу в честь победы в одном из морских сражений и во имя прославления богини победы Ники. Само сражение давно забыто, и до сих пор идут споры о том, в честь какого именно морского боя создана Ника Самофракийская, художественная ценность которой значительно превосходит частный повод ее создания.
Ника Самофракийская с пьедесталом из серого лартийского мрамора в форме носа боевого корабля. Лувр, Париж.
Поверх скалы был сооружен пьедестал из серого лартийского мрамора, изображающий нос боевого корабля. Сама статуя изваяна из парийского мрамора, и ее нынешняя высота без отсутствующей головы составляет 3,28 м.
Богиня победы стоит на носу корабля, а, точнее, даже уверенно шагает к самому носу, ловя ветер и слегка наклонившись вперед против ветра. Тонкий прозрачный хитон не скрывает упругую сильную фигуру, которая, в отличие, от Венеры Милосской, символизирует не чувственную женственность, но силу, уверенность, волю, радость и торжество победы. Орлиные крылья за спиной подчеркивают силу и уверенность богини, ведущей за собой греческий флот.
Сами греки придавали большое значение этой статуе, поскольку ее изображение встречается на македонских монетах.
Скульптура была найдена без головы, рук и только с одним левым крылом. Правое крыло является гипсовой реконструкций и точной зеркальной копией левого. До сих пор не утихли споры о том, какими были руки богини и как выглядела ее голова. В 1950 году неподалеку от места находки статуи была найдена кисть из того же мрамора и примерно соответствующая по размеру. Этот фрагмент сегодня экспонируется вместе со скульптурой Ники.
Ника Самофракийская выставлена в Лувре и, наряду с Венерой Милосской и Джокондой является одним из трех главных шедевров, экспонирующихся в этом самом знаменитом музее мира.
В сентябре 2013 года начались реставрационные работы, в результате которых Нике будет возвращен ее исторический почти белый цвет. При это гипсовое правое крыло, скорее всего, не будет удалено, и уж совсем маловероятно искусственное восстановление рук и головы. «Эта скульптура — не только шедевр эллинистического искусства, но и важный для истории пример искусства XIX века», — заявил в интервью Wall Street Journal руководитель работ по восстановлению скульптуры Людовик Ложье. Опрос туристов также засвидетельствовал, что большинство хочет сохранить Нику в ее нынешнем виде, в каком она стала всемирно знаменитой.
Официальная страница Ники Самофракийской на сайте Лувра.