Канонические зимние картины академика пейзажной живописи
Андрей Иванович Шильдер (1861-1919) прославился как пейзажист, причем слава его вышла за пределы России. Он не получил специального образования, но занимался в мастерской у Ивана Ивановича Шишкина, влияние которого заметно в лесных пейзажах Шильдера. Но речь не идет о подражании. Ученик в духе века делает шаги от строгого реализма к игре со светом и тенью, к условности красок, но сохраняет при этом шишкинские традиции.
В 1903 году Шильдера избирают академиком пейзажной живописи, но к тому времени он уже прославился, участвуя в крупнейших промышленных выставках: на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года он с большим успехом представляет панораму заводов Нобеля, названную «Город», а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже Шильдер получает золотую медаль и диплом за панораму «Сбор каучука на Амазонке», написанную по заказу Российско-американской резиновой мануфактуры. Любопытно, что Шильдера приглашали даже на Олимпийские игры, и только наличие большого числа заказов удержало его от поездки на Олимпиаду.
Однако в последние дни зимы уместнее представить не индустриальные пейзажи, и не бразильскую экзотику, а зимние лесные пейзажи, которые стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и полянки в зимнем лесу нередко называют шильдеровскими.