Николай Самокиш. Тройка. 1917

9 257 views

Сто лет назад академик Николай Самокиш написал картину, которая вошла в историю под неофициальным названием «Последняя масленица»

Действительный член Императорской Академии художеств Николай Семенович Самокиш (1860-1944) сочетал талант анималиста и баталиста, поэтому самыми известными его полотнами стали работы на сюжет конных сражений. С картин Самокиша буквально рвутся кони и люди, запечатленные на пределе физических и моральных сил, причем многие его персонажи понимают, что им остались мгновения до гибели в бою.
Этого художника по праву считают продолжателем традиций конно-батальной живописи, заложенных Микеланджело и своеобразно развитых Рембрандтом. В эпоху символизма и модерна, будучи современником Климта и Мунка, Кандинского и Малевича, академик Самокиш, остававшийся в основных традициях классической школы, был высоко ценим знатоками искусства и востребован публикой. И секрет его успеха – клокочущие эмоции на грани трагической жизни и геройской смерти. По меткому замечанию одного из современных историков искусства, персонажи Самокиша превышают предел человеческих и лошадиных сил.
В конце февраля 1917 года академик Самокиш написал картину «Тройка». Это не первое его полотно, на котором изображена русская тройка, но оно заметно отличается от других. Несмотря на Масленичное украшение на конских шеях, кучер напряжен, будто в бою, и неудивительно, ведь везет он вестового. Судя по скорости, с которой несется тройка, вестовой доставляет важное донесение – то ли с фронта, где дела совсем плохи, то ли письмо Председателя Государственной Думы Родзянко императору Николаю II с сообщением о волнениях в Петрограде.
Эту картину не случайно называют «Последней масленицей». В феврале 1917-го было уже не до гуляний, и предчувствие большой беды мешало праздничному веселью. По отношению к этой картине особенно актуален гоголевский вопрос: «Русь, куда же несешься ты?»
Уместно и сравнение с картиной Питера Брейгеля «Встреча поста с карнавалом», поскольку Россия, еще недавно находившаяся на подъеме, устраивавшая ярмарки, славившаяся театрами, художниками и поэтами Серебряного века, вот-вот вступит в годы Великого поста с голодом, гражданской войной и распродажей художественных ценностей.
Конечно, ни персонажи картины, ни академик Самокиш этого не знают. Да и сам художник найдет свое место в Советской стране, занявшись написанием картин о конных боях Красной армии. В 1941 году он даже станет лауреатом Сталинской премии.
Но в конце зимы 1917-го его тревожит непонятное будущее, и эта тревога нашла выражение в «Тройке», столетие которой отмечается в эти дни.

Николай Самокиш (1860-1944). Сцена русско-японской войны. 1904. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Сцена русско-японской войны. 1904. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Кавалерийское сражение. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Кавалерийское сражение. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Поражение врангелевскихвойск под Перекопом. 1938. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Поражение врангелевскихвойск под Перекопом. 1938. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). На исходе боя. 1888. Красноярский художественный музей, Красноярск. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). На исходе боя. 1888. Красноярский художественный музей, Красноярск. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Схватка. 1914. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Схватка. 1914. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Кони. 1912. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Кони. 1912. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Литография А. Ильина. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Литография А. Ильина. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Севастопольский художественный музей, Севастополь. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Севастопольский художественный музей, Севастополь. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. 1917. Национальный художественный музей Украины, Киев. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. 1917. Национальный художественный музей Украины, Киев. Источник http://www.the-athenaeum.org/
Николай Самокиш за работой. Источник http://1.bp.blogspot.com/
Николай Самокиш за работой. Источник http://1.bp.blogspot.com/
Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *