Выставку можно посетить в Берлине до 27 января, или позднее в Вене с 14 февраля в Галерее Бельведера.
В 2014 году Европа готовится торжественно отметить 100-летие начала Первой Мировой войны.
Началом этих мероприятий можно назвать масштабную выставку Берлинского музея современного искусства (Berlinische Galerie), посвященную отношениям Вены и Берлина в области живописи с конца XIX века и вплоть до 1930 года.
40 лет, в течение которых творили представленные на выставке художники, были наполнены важными историческими событиями, такими как: Первая Мировая война, распад Австро- Венгерской Империи и, наконец, подъем могущества Германии с зарождением нацизма. 40 лет, на протяжении которых Вена — столица империи более трех веков, постепенно теряет свое величие, отдавая пальму первенства в пользу внезапно разбогатевшему Берлину.
Берлин, ничем не выделявшийся до 1871 года, к концу века развивается исключительными темпами. Если в 1880 году в Берлине проживало менее миллиона жителей, то через 20 лет — уже 2 миллиона. За эти 40 лет два города были интеллектуальными немецкими центрами-полюсами с тремя основными направлениями в живописи: объединение Сецессион, экспрессионизм и художественное течение Новая вещественность.
Выставка поражает масштабами представленных художников: Макс Бекман, Отто Дикс, Жорж Грос, Эрнст-Людвиг Киршнер, Густав Климт, Оскар Кокошка, Макс Либерман, Эгон Шиле. В общей сложности 90 художников и 200 работ.
Выставка представляет работы как знаменитых авторов, так и малоизвестных. Например, объединение Сецессион представлено тремя великолепными работами: «Филу» (Filou) Йозефа Энгельхарта (1888), «Завтра утром» ( Lundimatin) Ганса Балушека (1898) и «Крестьянки, продающие масло» (Paysannes vendant du beurre) Фердинанда Андри (1902). Три картины — иллюстрация разнообразия таланта представителей этого направления.
Далее представлены несколько художниц с трагическими судьбами. Таких как: Жанна Мамен (Jeanne Mamen), пострадавшая от нацизма. Кэт Кольвиц (KatheKollwitz) –художница, у которой сын погиб во время 1 Мировой войны. Или очень талантливая Лотта Лазерштейн (Lotte Laserstein), которая из-за преследования нацистами евреев, была вынуждена эмигрировать в 1937 году. Долгое время она думала, что ее работы уничтожены. Нацисты их конфисковали как «дегенеративное» искусство. Оказалось, что картины были проданы.
Экспозиция выделяет, прежде всего, общие черты художественной жизни двух метрополий. Представляет художников, которые жили поочередно то в Вене, то в Берлине.
В 1910 году Берлин начал вытеснять Вену с позиции лидирующего в искусстве города. Однако Вена тоже не стояла на месте. В Вене в 1920 году возникает направление кинетизма и появляются австрийские художники – представители направления Новой вещественности.
Художественная жизнь двух городов была очень насыщенной и плодотворной, пока внезапно не остановилась 30 января 1933года.
Выставку можно посетить в Берлине до 27 января, или позднее в Вене с 14 февраля в Галерее Бельведера.
Источник 1: Lemonde.FR
Источник 2: Berlinischegalerie.DE