На дисплее в знаменитом зале 104 «Театр и перформанс» будет представлена сценография практически всех заметных спектаклей русского авангарда за два военно-революционных десятилетия.
18 октября в лондонском музее Виктории и Альберта открылась медиа-инсталляция и экспозиция «Русский авангардный театр: Война, Революция и дизайн, 1913–1933».
На дисплее в знаменитом зале 104 «Театр и перформанс» будет представлена сценография практически всех заметных спектаклей русского авангарда за два военно-революционных десятилетия. Детально и в разных ракурсах можно будет увидеть более 150-ти конструкций, созданных выдающимися российскими художниками для ведущих режиссеров-авангардистов. Среди них работы Казимира Малевича, Александра Родченко, Татлина, Александры Эстер, Эль Лисицкого, Любови Поповой, Варвары Степановой.
Началом славного двадцатилетия русского театрального авангарда считается постановка в Петербурге футуристической оперы «Победа над солнцем», эскизы декораций и костюмов к которой выполнил Казимир Малевич. Дизайн одной из сцен – огромный черно-белый квадрат, разделенный по диагонали. До «Черного квадрата» было уже рукой подать.
Другой шедевр сценографии – декорации и костюмы Александра Родченко к постановке Всеволодом Мейерхольдом сатирической пьесы Владимира Маяковского «Клоп» в 1929 году. Несмотря на немилость советской власти по отношению к Родченко, именно графическими элементами его сценического дизайна оформлялись советские издания сочинений Маяковского. И не будет натяжкой сказать, что эти изображения стали, наряду с черным квадратом, базовыми элементами современной российской культуры, в том числе, и массовой, хотя далеко не каждый, конечно, сможет назвать фамилию художника.
Экспозиция работает до 25 января 2015 года.