Год Эль Греко в Испании

4 145 views

Итальянский период жизни художника признан как период обучения и подготовки к его гениальному периоду в Толедо.

 С торжественного боя колоколов на 25 башнях города Толедо 18 января 2014 года в Испании начались мероприятия, посвященные 400 годовщине со дня смерти великого Эль Греко.

Эль Греко (El Greco). Автопортрет, 1595-1600. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эль Греко (El Greco). Автопортрет, 1595-1600. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Испанский фонд «Эль Греко 2014» обещает, что мероприятия, посвященные памяти художника, будут одними из самых важных событий культурной жизни Европы.

Эль Греко (исп. El Greco — буквально «грек»), настоящее имя Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – испанский художник эпохи Возрождения. По происхождению – грек, до 26 лет он жил на Крите.

Художественное образование было получено живописцем в трех культурных центрах той эпохи. В юности Эль Греко обучался иконописи. Влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах. Византийская школа стала важным аспектом его художественного стиля. Одни историки утверждают, что он был православным, другие, что он перешел в католичество, прежде чем навсегда покинуть остров.

Из работ первого периода сохранилась картина «Успение Богородицы» в церкви Успения в Сиросе.

В 1567 году художник переехал в Венецию, где продолжил свое образование. Венеция, в то время, была самым крупным художественным центром Италии. Там работали гениальные художники Тициан, Тинторетто, Веронезе и др. Яркая и красочная венецианская живопись произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. Он учился в мастерской Тициана, познавая секреты венецианской живописи.

Среди наиболее известных работ венецианского периода «Христос, исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570-1575), «Христос, изгоняющий торговцев» (около 1570), где чувствуется влияние Тициана и Тинторетто.

Вскоре в 1570 году он с рекомендательным письмом едет в Рим, где написано, что он «ученик Тициана» является блистательным художником. Некоторые историки считают, термин «ученик Тициана» применим к художнику скорее как к поклоннику живописи Тициана, чем как прямому его ученику. В Риме он служил у кардинала Фарнезе до 1572. Через библиотекаря кардинала эрудита Фульвио Орсини он знакомится с интеллектуальной элитой города. Когда Эль Греко жил в Риме, уже не было в живых Микеланджело и Рафаэля, но живо было их могучее влияние. Наследие великих мастеров доминировало на художественной арене Рима. Римские художники 1550 годов создали стиль, названный маньеризмом, который основывался на произведениях Микеланджело и Рафаэля.

Итальянский период жизни  художника признан как период обучения и подготовки к его гениальному периоду в Толедо.

Основные произведения этого периода жизни являются следующие картины: «Вознесение» (1575), серия портретов, как, например, губернатора Мальты Vincentio Anastagi (1575) и др.

В 1576 году Эль Греко направился в Испанию. Он не планировал оставаться долго в Толедо, его цель была завоевать расположение испанского короля Филиппа II и сделать карьеру при его дворе. В это время король пригласил итальянских мастеров участвовать в декорации монастыря Эскориал. Эль Греко также получил заказ на выполнение картин от короля. Ни одна из картин Эль Греко не понравилась королю, и художник остался в Толедо, где жил до конца своих дней.

В Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принесшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Среди его произведений этого периода «Иоанн Богослов» (1595-1605), «Кающаяся Мария Магдалина» (1589), «Голова Христа» (1580-1585), «Христос на кресте» (ок. 1577), «Апостолы Петр и Павел» (1592), «Спаситель мира» (1600), «Троица» (1579) и много других.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков. Благодаря таланту художника все соединяется в единую цветовую гармонию.

Его произведения, которым характерны вытянутые силуэты, были забыты сразу после смерти художника. Его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти. Последние 100 лет наблюдалось громадное влияние его творчества на живопись XX века, в том числе на Джексона Поллока и Пабло Пикассо.

Влияние Эль Греко на живопись XX века можно будет проследить на выставке « Эль Греко и современная живопись»  в музее Прадо с 25 июня по 5 октября.

В Толедо с 14 марта по 14 июня будет проходить выставка «Эль Греко из Толедо», на которой можно будет увидеть 80 произведений художника, в число которых будут включены и шедевры из храмов Толедо.

В программу, посвященную памяти художника входят концерты, театральные постановки, исследовательские работы. 7 апреля будет исполнен Реквием Моралеса и Моцарта оркестром под управлением Майкла Нуна, 12 апреля Реквием Верди под управлением дирижера Риккардо Мути. В мае в Толедо состоится органный концерт.

Источник 1: rfbf.be

Источник 2: abc.es

Источник 3: elcultural.es

Источник 4: elcultural.es

Эль Греко. Вид Толедо. 1596-1600
Эль Греко. Вид Толедо. 1596-1600
Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы, 1560-1567 Эта ранняя работа Эль Греко показывает, насколько глубоко он овладел техникой и духом традиционной византийской иконописи. Именно отсюда берет истоки уникальный живописный стиль художника.
Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы, 1560-1567
Эта ранняя работа Эль Греко показывает, насколько глубоко он овладел техникой и духом традиционной византийской иконописи. Именно отсюда берет истоки уникальный живописный стиль художника.
Эль Греко. Раздевание Христа, 1577-1579. Ризница собора Толедо
Эль Греко. Раздевание Христа, 1577-1579. Ризница собора Толедо
Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586-1588. Церковь Сан-Томе, Толедо
Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586-1588. Церковь Сан-Томе, Толедо
Эль Греко. Благовещение, 1605. Толедо
Эль Греко. Благовещение, 1605. Толедо
Эль Греко. Вознесение Пресвятой Богородицы, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо (копия, оригинал - Институт Искусств, Чикаго)
Эль Греко. Вознесение Пресвятой Богородицы, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо (копия, оригинал — Институт Искусств, Чикаго) 
Эль Греко. Святая Тороица, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо (копия, оригинал – музей Прадо, Мадрид)
Эль Греко. Святая Тороица, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо (копия, оригинал – музей Прадо, Мадрид)
Эль Греко. Алтарь церкви Санто Доминго эль Антигуо, 1577-1579. Толедо
Эль Греко. Алтарь церкви Санто Доминго эль Антигуо, 1577-1579. Толедо
Эль Греко. Св. Иоанн Богослов, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо
Эль Греко. Св. Иоанн Богослов, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо
Эль Греко. Св. Иоанн Креститель, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо
Эль Греко. Св. Иоанн Креститель, 1577-1579. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо
Эль Греко. Св. Лука (скрытый автопортрет художника), 1605-1610. Кафедральный собор, Толедо
Эль Греко. Св. Лука (скрытый автопортрет художника), 1605-1610. Кафедральный собор, Толедо
Эль Греко. Воскресение, 1595-1600. Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, Толедо
Эль Греко. Воскресение, 1595-1600. Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, Толедо
 Автограф Эль Греко «Δομήνικος Θεοτοκόπουλος ἐποίει»: «Доменикос Теотокопулос сделал это» – именно так по-гречески подписывал свои работы Эль Греко.
Автограф Эль Греко
«Δομήνικος Θεοτοκόπουλος ἐποίει»: «Доменикос Теотокопулос сделал это» – именно так по-гречески подписывал свои работы Эль Греко.

 

 

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *