Цветущий остров Мартиника впервые в своей истории организовал Бьеннале современного искусства в рамках празднования столетия со дня рождения мартиникского писателя, поэта и общественного деятеля Эме Сезера (Aimé Césaire).
По всему миру насчитывается 150 бьеннале. Самая известная — Венецианская, существует с 1895 года. С 22 ноября 2013 года к ним присоединилась еще одна — на острове Мартиника, которая будет продолжаться до 15 января.
Идея провести Бьеннале на Мартинике вначале казалась утопичной. На острове нет ни музеев, ни сетей художественных галерей и центров. Однако, несмотря на это, и вопреки местному бюрократизму, удалось всего за 8 месяцев подготовить первую Бьеннале на Мартинике на высоком уровне.
На территории 2400 кв. метров представлены фотографии, картины, инсталляции, скульптуры караибского и африканского искусства.
Одна из задач этого Бьеннале — сделать искусство доступным местным жителям и дать толчок в развитии визуального искусства на Караибах. Организаторы с этой целью установили в различных городках острова инсталляции, представили фрески и граффити.
Так, например, в городе Форт-де-Франс в прекрасном здании библиотеки установлена работа кубинца Карлоса Эстебеса в виде гигантского бумажного змея, на котором можно прочесть как личные записи, так и увидеть рисунки художника. В городе Сен-Пьере, уничтоженном извержением вулкана в 1902 году, Инес Толентино, художница, рожденная в Сан-Доминге и проживающая сейчас в Париже, представила инсталляцию – руины дома.
Сможет ли Мартиника стать местом пересечения художественных встреч скульпторов и представителей визуального искусства покажет время. Пока первая Биеннале почти полностью профинансирована властями острова. Организаторы надеются, что в следующий раз, через два года, удастся привлечь на Биеннале коллекционеров, директоров музеев и фондов.
Источник 1: Rfi.FR.
Источник 2: Rfi.FR.
1. Давид Гамб, «Солнечная магма»
2. Инес Толентино, «Царство мира сего»
3. Бумажный змей Карлоса Эстебеса
4. Инес Толентино, инсталяция «Дыхание»