450 лет назад Питер Брейгель написал «Вавилонскую башню»

5 562 views

В 1563 году Питер Брейгель старший  написал картину «Вавилонская башня».

Этот сюжет восходит к книге «Бытие» о строительстве  Вавилонской башни: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.… И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт.11, 4-8).

Долгое время этот сюжет не привлекал особого внимания художников и мыслителей.  Проблема разделения языков потеряла актуальность со времен Римской империи. Латинский и греческий язык лежали в основе античной цивилизации, они были близки и понятны во всех уголках империи. Переход из варварства в цивилизацию осуществлялся усвоением одного из этих языков. И даже когда в Западной Европе Римская империя рухнула физически, ее духовное бытие, выраженное латинским языком, продолжалось.

07

Мартен Робен и Architecture-Studio. Здание Европейского парламента. 1996–2000. Страсбург. 

strasburg2

Питер Брейгель Старший жил уже в иную эпоху. Наряду с латинским языком  в обществе все большие позиции завоевывали национальные языки. Различные государства, коммуны, города начинали приобретать национальный характер, между ними постоянно возникали конфликты. Люди как будто утратили способность понимать друг друга, стремиться к общей цели. Грандиозные попытки объединения христианских народов раз за разом терпели крах. Символ Вавилонской башни вдруг стал близок и понятен.

Вавилонская башня Питера Брейгеля Старшего стала первым полноценным художественным образом этого события.  Это была не иллюстрация к библейскому тексту, как в средневековых миниатюрах, а произведение со своим внутренним смыслом. Именно с брейгелевской башни в европейскую культуру входит этот символ тщетности титанических человеческих усилий, их хрупкости, бесплодности и мимолетности.

На картине башня полна величия и мощи, люди с гордостью осматривают результаты своей работы. Но уже начавшийся осыпаться фундамент, зияющие провалы в правой части башни, предрекают близкий и неизбежный крах этого грандиозного начинания.

strasbourg-10

Комплекс зданий Европейского парламента. Вид сверху.

В новейшее время истории Европы была предпринята попытка изменить привычный символ Вавилонской башни. Строительство Европейского Союза воспринимается, как дерзновенная попытка вновь воссоединить то, что некогда было разделено. Вновь построить объединяющую всех башню. Не случайно здание Европарламента возведено в форме недостроенной Вавилонской башни. Своими обнаженными конструкциями справа, здание прямо отсылает к брейгелевскому образу.

Две концепции Вавилонской башни – Питера Брейгеля старшего и Европейского Союза – вступили в спор между собой, и историческая правда останется за какой-то одной из них.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *