В 1513 году Альбрехт Дюрер создает одну из лучших своих гравюр «Рыцарь, смерть и дьявол».
Это произведение наполнено аллегориями и символами. Многие из них уже малопонятны современному зрителю, что существенно обедняет восприятие этой гравюры.
Человек в эпоху средневековья и Ренессанса жил в плотном окружении символов и образов. У каждой стороны человеческой жизни были свои знаки, символы, ритуалы, которые люди того времени легко понимали и интерпретировали.
Так, зеркала и стеклянные шары были символом тщеславия, пауки считались символами скупости, змеи и ящерицы – коварства, песочные часы — быстротечности времени, череп — неотвратимости смерти, оружие и доспехи — символ того, что нельзя забрать с собой в могилу; город, вознесенный на высоту – «Иерусалим небесный», и так далее.
Художественные произведения того времени нуждаются в расшифровке использованных в них символов и знаков. Это своеобразная интеллектуальная загадка, решив которую, можно понять смысл, который художник вложил в свое произведение.
Гравюра Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» побуждает зрителя не только к эстетическому восприятию этой мастерски исполненной работы, но и к расшифровке глубинного содержания послания художника.
Рыцаря сопровождают насколько персонажей: смерть, с песочными часами в руке; дьявол, облик которого составлен из элементов различных животных, символизирующих пороки и грехи; собака, символизирующая веру и верность; ящерица, бегущая в противоположную сторону. Под копытами лошади – череп.
Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Перед лицом опасностей он одинок. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга.
Большинство искусствоведов считают это произведение своеобразной иллюстрацией к труду Эразма Роттердамского «Руководство христианского солдата» («Enchiridion militis Christiani»).
Другие считают, что гравюра отсылает к словам Псалма 22.4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
Этой работой Альбрехт Дюрер приглашает каждого зрителя попытаться понять, какое послание художник через века обращает лично к нему.