Большой сад любви с шахматистами

3 033 views

550 лет одной из самых загадочных гравюр

Гравюра, хранящаяся в берлинском Гравюрном кабинете и значащаяся в каталогах под наименованием «Большой сад любви с шахматистами», считается одной из самых загадочных в своем жанре.

Автор ее не известен и обозначается историками искусства как Master E.S., поскольку именно инициалы E.S., или просто E., или обращенное назад E. он разместил на 18-ти гравюрах. Считается, что это первый мастер, который начал указывать на гравюрах свои инициалы, и именно поэтому делается вывод, что именно он первым стал осознавать гравюру как высокое искусство, чему, конечно, должны были способствовать окружавшие его люди, признававшие в нем настоящего мастера. Он, несомненно, немец, и даже можно предположить, что трудился мастер в регионе Верхнего Рейна, о чем свидетельствует алеманский диалект надписей на некоторых его работах.

Самая знаменитая гравюра датируется предположительно 1467 годом, и хотя она могла быть выполнена и несколькими годами раньше, но именно в этом году состоятся мероприятия, связанные с юбилеем «Большого сада любви с шахматистами».

Сад любви – это известный сюжет Средневекового искусства, хотя его нельзя назвать слишком популярным. Тема сада, в который герой-воин приходит отдохнуть в поисках любви и услады, известна еще в Античности, а в Средние века многие рыцари – герои литературных произведений находили свои Сады любви. Locus amoenus (именно так называется Сад любви на средневековой латыни) должен быть красивым и затаенным уголком природы, в котором обязательно присутствуют деревья, луг, источник или ручей. Со временем в Саду любви появляются цветы, птицы и дуновение ветра.

Master E.S. (предположительно). Большой сад любви с шахматистами. 1460-1467. Ксилография. 16,8х21,0 см. Гравюрный кабинет, Берлин. Источник https://upload.wikimedia.org/
Master E.S. (предположительно). Большой сад любви с шахматистами. 1460-1467. Ксилография. 16,8х21,0 см. Гравюрный кабинет, Берлин.
Источник https://upload.wikimedia.org/

Однако на гравюре, юбилей которой мы начинаем отмечать, помимо влюбленных обнимающихся парочек, деревьев (одно из которых – яблоня, что само по себе намекает на запретный плотский грех), цветов и птиц (среди пернатых – хищные птицы, включая сову, символизирующую ум и мудрость), есть совершенно необычный атрибут, который вдобавок помещен в центр композиции. Это — шахматный стол с расставленными на нем фигурами.

На протяжении нескольких столетий в Средневековье шахматы вообще были если не запрещены, то, во всяком случае, не приемлемы, скажем, для монахов. Известно, что один из архиепископов, любивший эту игру, чтобы не вызвать лишних вопросов, даже заказал доску, которая в закрытом виде выглядела, как книга.

И уж точно шахматам не место в Саду любви, где можно разве что музицировать, читать стихи и поражать восхищенную даму рассказами о подвигах и путешествиях. Тем более странно, что партию разыгрывают влюбленные.

Восстановив позицию, исследователи заметили, что у белых, которыми играет юноша, есть перевес: две ладьи, слон и пять пешек против одной ладьи, слона, коня и четырех пешек. Однако девушка уже прикоснулась к черной ладье, то есть сейчас ее ход, и очевидно, что она побьет белую ладью, объявив шах белому королю. После этого у черных окажется конь против лишней белой пешки, то есть девушка выиграет качество.

О том, какой аллегорический смысл могут иметь подобные расклады, ученые спорят не одно десятилетие. Ясно только, что девушка, на поясе которой к тому же мы видим увесистый кошель, ничуть не уступает своему кавалеру в уме и, вероятно, в богатстве. А кудрявый юноша смотрит на происходящее на доске беспечно и несколько высокомерно, что, по мнению многих, обрекает его на поражение во всех смыслах.

Благодаря этим особенностям, центральную пару «Большого сада любви с шахматистами» нередко изображают на обложках книг феминистической направленности или популярных пособий на тему «Как управлять мужчинами».

В связи с большим числом загадок, связанных с этой гравюрой, она также фигурировала в детективных романах и рассказах с конспирологическими сюжетами.

На этой неделе мы расскажем еще о двух произведениях изобразительного искусства с похожими сюжетами, причем оба они тоже являются в этом году юбилярами.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *