«Христос с монетой»

5 507 views

500 лет назад Тициан написал «Динарий кесаря».

В 1516 году (датировка примерная) Тициан написал картину «Динарий кесаря». Эта работа, написанная по заказу герцога Феррары Альфонса д’Эсте была выполнением откровенного политического заказа. Герцоги Феррары боролись за независимость своего маленького государства с Папами Римскими, идеологически обосновывая эту борьбу евангельской притчей о динарии кесаря.

Тициан. Динарий кесаря. Ок. 1516. Масло, дерево. 56х75 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Тициан. Динарий кесаря. Ок. 1516. Масло, дерево. 56х75 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Источник: wikimedia.org

Фарисеи, недовольные растущей популярностью Христа и его разоблачениями в их адрес, решили его подставить. Придя к нему, один из фарисеев протянул серебряную римскую монету – тот самый динарий, – спросив, нужно ли жителям идеи платить налоги Римскому императору (кесарю)? Если бы Христос ответил, что платить налоги надо, то фарисеи использовали бы столь не угодный народу ответ в своей популистской риторике против Иисуса, а если бы он сказал, что налоги платить не надо, последовал бы донос римским властям и неминуемое наказание. Но Христос попросил показать монету и сказать, что на ней изображено. Смутившийся фарисей ответил, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой стороне – один из римских богов (это было обычно для римских монет). Тогда Христос ответил: «Так отдай Богу Богово, а кесарю кесарево», и фарисеи в смятении удалились.

Герцог Феррары, как и другие светские правители, ссылались на этот сюжет, доказывая, что Папы не должны претендовать на светскую власть и тем более на присоединение малых государств Италии к своим владениям.

Однако несмотря на видимую простоту картины (которая, по свидетельству, полученному Вазари, некоторое время украшала створку шкафа герцога), Тициан вложил в нее глубокий философский смысл, применив все свое мастерство. Просты фигуры Христа и фарисея тесно соседствуют друг с другом, они фактически прижаты, занимая все пространство, и даны крупным планом. Но это явные антиподы, всем выражающие светлое и темное начала. Различны до степени противопоставления и позы персонажей, и положение рук, и выражение лиц, и взгляды, и тревожная напряженность одного против спокойной расслабленности другого.

Илья Глазунов. Великий Инквизитор. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1985.
Илья Глазунов. Великий Инквизитор. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1985.
Источник: glazunov.ru

Картина за века обрела славу и в 1746 году была куплена для Дрезденского королевского собрания, и выставляется в Дрезденской Галерее старых мастеров. Именно там и видел ее Федор Михайлович Достоевский, на которого она произвела сильнейшее впечатление. По воспоминаниям его супруги Анны Григорьевны Достоевской-Сниткиной, писатель высоко ценил Тициана и особенно его знаменитую картину «Der Zinsgroschen», «Христос с монетой». Есть свидетельства, позволяющие исследователям предполагать, что именно эта картина стала толчком к разработке Достоевским «Легенды о Великом Инквизиторе», являющейся идейным центром романа «Братья Карамазовы».

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *