Константинос Кавафис. «Покидает Дионис Антония»

3 929 views

Родившийся в Александрии, он один из последних представителей эллинистического мира, ставшего, наряду с Римом, стал основой европейской цивилизации.

Константинос Кавафис (Κωνσταντίνος  Καβάφης  29.04.1863-29.04.1933) является величайшим поэтом современной греческой литературы.

Греческая культура обосновалась на берегах Малой Азии почти 3 тысячи лет назад.  Именно здесь Фалес, Анаксимен, Анаксимандр впервые в истории человечества заложили основы философии.

Уникальность этого культурного феномена состоит в том, что греческая культура обладала непрерывным существованием на протяжении всех сменявшихся исторических эпох и целых цивилизаций.

Греческий язык не исчез, подобно латинскому, а продолжал жить, и в классическую эпоху, и в государствах — наследии Александра Великого, и в Римской империи, и Восточной Римской империи (ныне именуемой странным термином «Византия»), и при арабском завоевании, и в государствах крестоносцев, и на территории Османской империи, и продолжает жить в современной Европе. Только ныне ареал этой культуры сжался до территории Греческой республики.

Трудно поверить, но великая эллинистическая культура на средиземноморском Востоке прекратила свое существование лишь к середине XX века!

Константинос Кавафис был одним из последних представителей этой цивилизации.

Погруженный в культурный континуум эллинистической традиции он счастливо избежал влияния языкового конфликта димотики и кафаревуса, который сотрясал обретшую независимость пелопонесскую Грецию. Он просто писал на том языке, который был для него родным и естественным. Ему не надо было подстраиваться под перипетии государственной языковой политики. Именно поэтому, его стихи дышат такой легкостью, элегантностью, гармонией и свободой, что вызывают невольный комплекс неполноценности у современных греческих поэтов.

Константиносу Кавафису одинаково близки и лирические образы двадцатого века, и культурные новации Парижа, и события древних эпох. Он поэт великого космополитического мира эллинизма.

Вот один из маленьких шедевров поэта. Стихотворение отсылает к сражению за Александрию между Антонием и Октавианом в 30 г. до Р.Х. Произведение исполнено духом величия, строгости, простоты и античного противопоставления трагической судьбы героя и неотвратимости Рока.

В основе сюжета отрывок из Плутарха: «Около полуночи, как рассказывают, среди унылой тишины, в которую погрузили Александрию страх и напряженное ожидание грядущего, внезапно раздались стройные, согласные звуки всевозможных инструментов, ликующие крики толпы и громкий топот буйных, сатировских прыжков, словно двигалось шумное шествие в честь Диониса. Толпа, казалось, прошла чрез середину города к воротам, обращенным в сторону неприятеля, и здесь шум, достигнув наибольшей силы, смолк. Люди, пытавшиеся толковать удивительное знамение, высказывали догадку, что это покидал Антония тот бог, которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особенным рвением». Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний.

Покидает Дионис Антония

Когда внезапно в час глубокой ночи
услышишь за окном оркестр незримый
(божественную музыку и голоса) –
судьбу, которая к тебе переменилась,
дела, которые не удались, мечты,
которые обманом обернулись,
оплакивать не вздумай понапрасну.
Давно готовый ко всему, отважный,
прощайся с Александрией, она уходит.
И главное – не обманись, не убеди
себя, что это сон, ошибка слуха,
к пустым надеждам зря не снисходи.
Давно готовый ко всему, отважный,
ты, удостоившийся города такого,
к окну уверенно и твердо подойди
и вслушайся с волнением, однако
без жалоб и без мелочных обид
в волшебную мелодию оркестра,
внемли и наслаждайся каждым звуком,
прощаясь с Александрией, которую теряешь.

Константинос Кавафис, 1911
(пер. С. Ильинской)

Мелодекламация Е. Фроловой:

1. Лоуренс Альма-Тадема «Весна», 1894. Музей Гетти, Лос-Анджелес

dio6

2. Лоуренс Альма-Тадема «Антоний и Клеопатра», 1883 г., частная коллекция

dio1

3. Джованни Баттиста Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры», фреска в Палаццо Лабиа, 1446-1747. Венеция

dio2

4 .Джованни Баттиста Тьеполо «Антоний и Клеопатра», фреска в Палаццо Лабиа, 1746-1747. Венеция

dio3

5. Кинуко Крафт (Kinuko Craft) «Антоний и Клеопатра», 90-е гг. XX в.

dio4

6. Аллесандро Турчи «Смерть Антония и Клеопатры», 1640

dio5

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *