Панно Джованни ди Стефано «Гермес Трисмегист» на полу Сиенского собора

2 720 views

В 1488 году итальянский художник Джованни ди Стефано (Giovanni di Stefano, 1443 – предп. 1506) завершил мраморное панно на полу Сиенского собора.

Изображение, которое представил художник, было очень необычным для христианского храма. На нем предстает образ Гермеса Трисмегиста.

Гермес Трисмегист, что по-гречески означает Гермес Триждывеличайший —  имя божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В средневековой европейской традиции —  легендарный  автор герметического учения.

В круг христианских мыслителей Гермес ниТрисмегист  был  введен  Лактанцием и Августином Блаженным. Они считали его историческим лицом. Августин считал, что он был древнее Пифагора и Платона, а Лактанций, дополнительно указывал, что он моложе Моисея.

В средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвященных в основном магии, астрологии, алхимии, медицине.  Он воспринимался  в качестве источника всей древней мудрости, и, следовательно, предшественника земного знания.

Одним из самых ярких популяризаторов мифа Гермеса Трисмегиста и его трудов был очень влиятельный философ-гуманист раннего итальянского Возрождения — Марсилио Фичино (Marsilio Ficino, 1433–1499).

Фичино осуществил перевод Платона с греческого языка на латинский, и поэтому, когда Козимо Медичи решил восстановить Академию Платона, он сделал Фичино ее главой.

Именно Фичино перевел на латинский «Герметический корпус» (Corpus Hermeticum) Гермеса Трисмегиста и труды многих неоплатоников: Порфирия, Ямвлиха, Плотина. Фичино стремился синтезировать христианство и платонизм.

Фичино, в противостоянии с аристотелизмом и томизмом в западной теологии того времени, ввел интеллектуальную моду на платонизм и герметизм.

Художник Джованни ди Стефано входил в круг влияния  идей Фичино. Так, на полу Сиенского собора появилось изображение Гермеса Трисмегиста.

Надпись у ног Трисмегиста поясняет, что он был современником Моисея. Два посетителя, пришедшие ему поклониться, представляют мудрость Востока и Запада.

Интересно, что в образе западного мудреца, Джованни ди Стефано изобразил, скорее всего, самого Марсилио Фичино.

Вот как много это изображение на полу Сиенского собора, рассказывает об особенностях интеллектуальной и духовной атмосферы Европы  конца XV века.

 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *