Жан Кокто (Jean Cocteau, 1889-1963) – французский поэт, писатель, художник, драматург и кинорежиссер. Один из крупнейших фигур истории и литературы Франции XXвека.
Кокто жил в тесном контакте со многими великими людьми своего времени. У него были долгие профессиональные и личные отношения с актером Жаном Марэ (Jean Marais). Он был личным другом королевы Бельгии Елизаветы, которая была большим любителем и знатоком музыки и живописи.
Жан Кокто родился в семье адвоката, который покончил с собой, когда Кокто было всего 9 лет. В 15 лет он покидает семью. Он не проявляет интереса к учебе и даже не заканчивает курс бакалавра. Несмотря на разнообразие его художественных интересов, Кокто настаивал на том, что он прежде всего поэт.
Первое свое произведение «Лампа Алладина» он печатает в 19 лет. В богемной артистической среде его часто называют «легкомысленным принцем». Под таким названием он опубликовал в 1910 году второй сборник стихов. В 20-е годы он вошел в художественные круги, познакомившись с Марселем Прустом, Андрэ Жидом и Морисом Барэ.
Мало кто из писателей XX века имел такую тесную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий. Он был восхищен мэтром русского балета Сергеем Дягилевым. В сотрудничестве с ним возник легендарный балет «Парад», поставленный в 1917 году с декорациями Пабло Пикассо и музыкой Эрика Сати. Это произведение вдохновило Апполинера на неологизм — «сюрреализм», подхваченный затем Андрэ Бретоном и Филиппом Супо, которые стали родоначальниками сюрреализма. А Кокто часто называют предвестником сюрреализма.
В 1940 году он напишет для Эдит Пиаф пьесу «Равнодушный красавец», которая имела громадный успех. Он работал также в свое время с Пабло Пикассо и Коко Шанель.
Таинственным периодом его жизни остаются годы Второй мировой войны (1939-1944). Французское Сопротивление обвиняло его в сотрудничестве с немцами. Кокто был всегда очень сдержан в выражении политических взглядов. Во времена оккупации был сторонником пацифизма.
Фильмы Кокто вводят язык сюрреализма в мир французского кино. Наибольший успех Кокто принесли роман «Ужасные дети», театральная пьесы «Ужасные родители», фильм «Красавица и Чудовище».
Он всего на несколько часов пережил своего любимого друга Эдит Пиаф и умер 11 октября 1963 года в возрасте 74 лет. На его могиле можно прочесть эпитафию: «Я остаюсь с вами».
Биографию можно почитать тут.