Движение автоматистов в Квебеке

2 667 views

Движение автоматистов (Les automatistes) родилось, когда художник выставил 45 своих работ.

Вдохновленный методом автоматического письма французского поэта Андре Бретона, основателя и теоретика сюрреализма, художник Поль-Эмиль Бордюа (Paul-Emile Borduas, 1905-1960) создает в живописи метод спонтанного изображения. Сюрреализм и психоанализ – это две составляющие их течения. При встрече с сюрреализмом автоматисты выдвинули идею обновления языка в живописи. Первые их произведения как результат этого эксперимента принадлежат к абстрактному экспрессионизму.

Движение автоматистов (Les automatistes) родилось, когда художник выставил 45 своих работ, выполненных гуашью, в театре Эрмитажа в Монреале с 25 апреля по 2 мая 1942 года. Эта выставка имела большой успех.

Вскоре к движению примкнули несколько учеников Бордюа, среди которых: Марсель Барбо (Marcel Barbeau ), Жан-Поль Риопель ( Jean-Paul Riopelle)  и Роже Фото (Roger Fauteux ). Другие, такие как Пьер Говро (Pierre Gauvreau), Фернан Ледюк (Fernand Leduc) и Франсуаза Суливан (Francoise Sullivan) пришли из Школы Искусств Монреаля, а Бруно Кормье (Bruno Cormier), Клод Говро ( Claude Gauvreau) и Жан-Поль Мусо (Jean-Paul Mousseau) из колледжа Сент-Мари.

Бордюа обычно собирал всех в своей мастерской, где художники обсуждали как идеи марксизма, психоанализа, так и вопросы религии, и политики.

Все вместе автоматисты выставлялись в Нью-Йорке в 1946 году и в Париже в 1947 году. Первые выставки в Монреале прошли на улице Амерст (Amherst) в апреле 1946 года, и, затем, на улице Шербрук ( Sherbrooke) в феврале 1947 года. Именно в это время по случаю второй выставки художников журналист Танкред Марси (Tancrede Marcil) впервые употребил в своей критике термин «автоматисты» (Les automatistes).

В то время в Канаде происходит цепь политических и социально-экономических событий, заставивших канадцев и мировую общественность по-новому взглянуть на этническую картину канадского государства и, в первую, очередь пересмотреть отношения между главными составляющими: англо-канадской и франко-канадской общинами.

Одним из таких событий стала публикация автоматистами в 1948 году манифеста «Глобальный протест» (Le Refus Global), где были затронуты  традиционные ценности Квебека. Бордюа – был автором трех текстов в манифесте, который подписали 15 его единомышленников.

Клод Говро (поэт и брат Пьера), балерина Франсуаза Суливан (Francoise Sullivan), психоаналитик Бруно Кормье (Bruno Cormier ) и Фернан Ледюк были соавторами этого манифеста.

После  публикации «Глобального протеста» группа распалась. Риопель и Ледюк покинули Монреаль и уехали в Париж. Их последняя коллективная выставка, организованная Клодом Гавро, состоялась в 1954 году.

В 2006 году  большая выставка Риопеля  состоялась в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

Источник: thecanadianencyclopedia.com 

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *