Вплоть до середины XIX века для транспортировки судов по многочисленным каналам Европы, для движения против течения рек активно использовались люди – бурлаки.
Стоит только произнести слово «бурлаки», как перед слушателем немедленно возникнут образы картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Кроме И.Репина к теме бурлаков обращались и другие русские художники. Поэтому у неискушенного человека может создаться впечатление, что бурлачество есть исключительно русское явление, что в других странах людей не использовали, для перемещения судов. А вот это – глубокое заблуждение.
Вплоть до середины XIX века для транспортировки судов по многочисленным каналам Европы, для движения против течения рек активно использовались люди – бурлаки. Лишь постепенно они заменялись сначала животными, а потом машинной тягой. А до той поры этот способ транспортировки судов повсеместно был основным. Чтобы данное утверждение не было голословным, в конце подборки живописных полотен приведена и фотография женщины-бурлака, сделанная в Голландии в 1900 году. В нашей стране регулярное использования труда бурлаков было прекращено только в 1929 году.
Бурлаки время от времени становились объектом внимания и западноевропейских художников. Судя по всему, последним из них, кто обратился к этой теме, стал британский художник Френк Брэнгвин (1867 – 1956) в своей серии офортов, посвященных образу людей труда в индустриальную эпоху.
С картиной И.Репина «Бурлаки на Волге» связано одно широко распространенное заблуждение, которое кочует из одной публикации в другую. Цитируя воспоминания художника «Далёкое близкое» исследователи любят приводить следующий пассаж: «Миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй нaчaльничecки нaпaл нa бедного Репина: «Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлёгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo — pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдён к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзёте ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy…»». Давайте запомним раз и навсегда: министром путей сообщения России в это время был Бобринский Алексей Павлович, а Зeлeнoй Aлeкcaндp Aлeкceeвич был с 1862 пo 1872 гoд — миниcтpом гocyдapcтвeнныx имyщecтв. Так что надо определиться, кто именно читал нотацию И.Репину в Париже.
Ну а сейчас самое время обратиться к самим полотнам.
1. Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-73 гг.
2. Илья Репин Бурлаки (эскиз) 1870 г.
3. Илья Репин Бурлаки, идущие вброд.1872 г.
4. Василий Верещагин Бурлаки 1866 г.
5. Алексей Саврасов Бурлаки на Волге. 1871 г.
6. Исаак Левитан Бурлаки.
7. Братья Чернецовы Бурлаки на Волге, 1838 год, под Костромой
8. Николай Каразин Каракалпакские бурлаки на Амударье.
9. Оноре Домье Honore Daumier The Hauler Of A Boat. 1856-60 гг.
10. Телемако Синьорини Telemaco Signorini L’alzaia 1864 г.
11. Фредерик Артур Бриджман Frederick Arthur Bridgman Scene de Halage sur le Nil. 1875 г.
12. Ландо Ландоцци Lando Landozzi Il battelliere. 1931 г.
13. Жак Вийон Jacques Villon The Haulers 1907 г.
14. Лайош Деак-Эбнер (Lajos Deák-Ébner)
15. Френк Брэнгвин Frank Brangwyn «Бурлаки», офорт
16. Женщина-бурлак, Голландия (фотография 1900 г.)