Эжен Делакруа, предводитель романтиков в европейской живописи

4 507 views

Делакруа написал картины, причем многие из них – монументальные как по темам и содержанию, так и по размерам.

13 августа – день памяти Эжена Делакруа (1798-1863), которого еще при жизни стали называть Предводителем, имея в виду его очевидное лидерство в сообществе европейских живописцев-романтиков середины XIX века.

Эжен Делакруа (1798–1863). Автопортрет. 1837. Холст, масло. 65х54,5 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Автопортрет. 1837. Холст, масло. 65х54,5 см. Лувр, Париж.

Родившись в семье политика и бывшего министра иностранных дел Шарля Делакруа, близкого друга Талейрана и других звезд европейской дипломатии, Эжен рос шустрым мальчиком, а его другом с детства и на всю жизнь стал Александр Дюма. Юношей Эжен подружился с Жерико и другими живописцами, и поле первых удачных работ стал центром тяготения романтиков, или же той воронкой, вокруг которой крутился водоворот художественной жизни Парижа.

Делакруа написал картины, причем многие из них – монументальные как по темам м содержанию, так и по размерам, — практически на все важнейшие исторические сюжеты, а равно и на многие сюжеты мифов и классической литературы. Власти заказывали ему не только картины, но и роспись интерьеров дворцов – Бурбонского и Люксембургского, роспись потолка Лувра и фрески церкви Сен-Сюльпис.

Делакруа с юных лет купался в лучах славы, по праву считался звездой парижских художественных салонов, побил рекорды по персональному представительству в экспозиции Лувра, получил Орден Почетного легиона, был избран в городской совет Парижа и даже попал в советскую школьную программу, а репродукция его картины «Свобода на баррикадах» воспроизводилась на цветных вклейках в школьных учебниках нашего детства.

Эжен Делакруа (1798–1863). Ладья Данте. 1822. Холст, масло. 189х246 см. Лувр, Париж. Сцена из «Божественной комедии» Данте.
Эжен Делакруа (1798–1863). Ладья Данте. 1822. Холст, масло. 189х246 см. Лувр, Париж. Сцена из «Божественной комедии» Данте.
Эжен Делакруа (1798–1863). Резня на Хиосе. 1824. Холст, масло. 419х354 см. Лувр, Париж. Сюжетом картины послужила резня, которую турки устроили на Хиосе 11 апреля 1822 года за то, что жители этого острова поддержали борьбу Греции за независимость. Эта картина – «жуткий гимн року и страданию» (Бодлер).
Эжен Делакруа (1798–1863). Резня на Хиосе. 1824. Холст, масло. 419х354 см. Лувр, Париж. Сюжетом картины послужила резня, которую турки устроили на Хиосе 11 апреля 1822 года за то, что жители этого острова поддержали борьбу Греции за независимость. Эта картина – «жуткий гимн року и страданию» (Бодлер).
Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Сарданапала. 1827. Холст, масло. 392х496 см. Лувр, Париж. На сюжет драмы Байрона. Ассирийский царь Сарданапал своим распутством и безразличием к делам довел страну до восстания, и, поняв неизбежность поражения, решил свести счеты с жизнью. При этом, однако, царь приказал убить своего любимого коня, собак и женщин, а заодно уничтожить все сокровища.
Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Сарданапала. 1827. Холст, масло. 392х496 см. Лувр, Париж. На сюжет драмы Байрона. Ассирийский царь Сарданапал своим распутством и безразличием к делам довел страну до восстания, и, поняв неизбежность поражения, решил свести счеты с жизнью. При этом, однако, царь приказал убить своего любимого коня, собак и женщин, а заодно уничтожить все сокровища.
Эжен Делакруа (1798–1863). Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах). 1830. Холст, масло. 260х325 см. Лувр-Ланс.
Эжен Делакруа (1798–1863). Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах). 1830. Холст, масло. 260х325 см. Лувр-Ланс.
Эжен Делакруа (1798–1863). Молодой тигр играет со своей матерью. 1830. Холст, масло. 131х194,5 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Молодой тигр играет со своей матерью. 1830. Холст, масло. 131х194,5 см. Лувр, Париж.
 Эжен Делакруа (1798–1863). Жорж Санд и Фредерик Шопен. 1837. Холст, масло.

Эжен Делакруа (1798–1863). Жорж Санд и Фредерик Шопен. 1837. Холст, масло.
Эжен Делакруа (1798–1863). Клеопатра и крестьянин . 1838. Холст, масло. 98х123 см. Оклендский художественный музей, Чеплхилл.
Эжен Делакруа (1798–1863). Клеопатра и крестьянин . 1838. Холст, масло. 98х123 см. Оклендский художественный музей, Чеплхилл.
Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Офелии. 1838. Холст, масло. 38х46 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Офелии. 1838. Холст, масло. 38х46 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Эжен Делакруа (1798–1863). Медея собирается убить детей. 1839. Холст, масло. 122х84 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Медея собирается убить детей. 1839. Холст, масло. 122х84 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Гамлет и Горацио на кладбище. 1839. Холст, масло. 29,5х36 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Гамлет и Горацио на кладбище. 1839. Холст, масло. 29,5х36 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Торквато Тассо в сумасшедшем доме. 1839. Холст, масло. 60х50 см. Частная коллекция.
Эжен Делакруа (1798–1863). Торквато Тассо в сумасшедшем доме. 1839. Холст, масло. 60х50 см. Частная коллекция.
Эжен Делакруа (1798–1863). Атилла и его орды врываются в Италию. 1843-1847. Роспись интерьера библиотеки Бурбонского дворца, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Атилла и его орды врываются в Италию. 1843-1847. Роспись интерьера библиотеки Бурбонского дворца, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Микеланджело в своей студии. 1849-1850. Холст, масло. 40х32 см. Музей Фабра, Монпелье.
Эжен Делакруа (1798–1863). Микеланджело в своей студии. 1849-1850. Холст, масло. 40х32 см. Музей Фабра, Монпелье.
Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *