350 лет назад была запрещена комедия Мольера «Тартюф»

5 561 views

8 августа 1664 года за завтраком в Версале Людовик XIV распорядился не ставить более комедию «Тартюф», вокруг которой разгорелся конфликт[…]

8 августа 1664 года за завтраком в Версале Людовик XIV распорядился не ставить более комедию «Тартюф», вокруг которой разгорелся конфликт с участием королевы-матери Анны Австрийской, но и прекратить преследование автора этой комедии Мольера.

Жан-Леон Жером (1824-1904). Людовик XIV и Мольер. 1862. Холст, масло. 42х75 см. Публичная библиотека, Молден, Массачусетс.
Жан-Леон Жером (1824-1904). Людовик XIV и Мольер. 1862. Холст, масло. 42х75 см. Публичная библиотека, Молден, Массачусетс.

Премьера комедии Мольера «Тартюф» состоялась 12 мая 1664 года в придворном театре в Версале. Королю понравился спектакль, высмеивавший лицемерие главного героя, который только прикидывается святошей, а на самом деле ни во что не верит и цинично использует разглагольствования о вере для прикрытия своих нечестных делишек. Но против пьесы резко выступила королева-мать Анна Австрийская, которая считалась оплотом религии при дворе и негласно покровительствовала «Обществу Святых даров». Это та самая Анна Австрийская, жена Людовика XIII, подвески которой, неосторожно подаренные герцогу Бекингему, возвращал д’Артаньян в романе Александра Дюма. После смерти супруга с 1643 по 1651 год она была регентшей при своем малолетнем сыне Людовике XIV, а к 1664 году стала выразительницей консервативной линии при дворе.

Питер Пауль Рубенс (1557-1640). Портрет Анны Австрийской (1601-1666). Около 1622. Холст, масло. 129х106 см. Прадо, Мадрид.
Питер Пауль Рубенс (1557-1640). Портрет Анны Австрийской (1601-1666). Около 1622. Холст, масло. 129х106 см. Прадо, Мадрид.

Церковники и в особенности придворная католическая партия требовали серьезного наказания для Мольера, называя его еретиком и грозя заточением в крепость и даже сожжением на костре за оскорбление церкви.

Спектакль больше не показывали, и после трех месяцев споров и интриг король вмешался в конфликт и принял компромиссное решение, защитив Мольера от преследований, но запретив пьесу. Формально не было подписано никакого распоряжения, но слово короля, произнесенное за завтраком в Версале, установило зыбкое равновесие, которое продлилось до смерти Анны Австрийской в 1466 году.

«Тартюф, или Обманщик». Издание 1739 года.
«Тартюф, или Обманщик». Издание 1739 года.

Воспользовавшись изменившимся соотношением сил, Мольер в 1867 году добился постановки на сцене Пале-Рояль переработанной пьесы, в которой были изменены не только отдельные реплики, но даже имя героя и само название комедии, которая во втором варианте была озаглавлена «Обманщик». Но и эту постановку запретили после первого же показа. И только третья редакция комедии, поставленная в 1469 году, смогла избежать запрета, и именно ее читают и исполняют вот уже больше трех столетий.

Жан-Антуан Ватто (1684-1721). Сцена французской комедии (Актеры французской комедии). 1720-1721. Холст, масло. 57,2х73 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721). Сцена французской комедии (Актеры французской комедии). 1720-1721. Холст, масло. 57,2х73 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *