Царица Тамара и порожденные ею образы в искусстве

9 025 views

14 мая в Грузии отмечается День памяти царицы Тамары – великой правительницы конца XII – начала XIII века, чей образ[…]

14 мая в Грузии отмечается День памяти царицы Тамары – великой правительницы конца XII – начала XIII века, чей образ воспет в поэме Шота Руставели и с тех пор не раз вдохновлял художников и поэтов.

Царица Тамара Великая. Фреска. XIX век.
Царица Тамара Великая. Фреска. XIX век.

Тамара Великая происходила из рода Багратионов и была дочерью Георгия III, который после мятежа принца Демны и клана Орбелиани, не имея наследников мужского пола, короновал любимую дочь в качестве соправительницы в 1178 году. А после смерти отца в 1184 году Тамара повторно короновалась, теперь как единоличная правительница, каковой и оставалась до своей кончины в 1209, 1210 или 1213 году. На годы ее царствования пришелся «Золотой век» грузинской истории, а о самой Великой Царице слагались легенды, восхвалявшие ее красоту, мудрость, скромность, трудолюбие, религиозность.

Святая благоверная царица Тамара. Икона. XIX век.
Святая благоверная царица Тамара. Икона. XIX век.

Образ царицы Тамары служит метафорой совершенства правительницы, которую называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным. Руки прелестной царицы добивались византийские царевичи, персидский шах, сирийский султан, а мужьями ее были новгородский князь-изгнанник Юрий – сын Андрея Боголюбского, а после развода с ним – осетинский царевич Давид-Сослан.

Шота Руставели, который, как принято считать, был влюблен в царицу Тамару, посвятил ей знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре», в которой есть и такие строки:

Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?
Косы царственной – агаты, ярче лалов жар ланит.
Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

Святая благоверная царица Тамара Великая. Современная икона.
Святая благоверная царица Тамара Великая. Современная икона.

Дальнейшая поэтизация образа Тамары привела к слиянию нескольких легенд и образов, в том числе легенды о коварной царице Дарье, якобы жившей в Дарьяльском ущелье и убивавшей своих любовников, и о прекрасной Тамаре, жившей, как считается, в XVII столетии. В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Тамара», написанном незадолго до гибели поэта в 1841 году, все эти образы органично сплавлены в один, который

 

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.

На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Эти стихи вдохновили Балакирева на создание одноименной симфонической поэмы.

Но еще больший след в истории культуры оставил образ княжны Тамары, в которую влюбляется лермонтовский Демон. Поэма, которую Лермонтов писал десять лет (1829–1839),  была опубликована уже после гибели автора, причем сначала в Германии, а затем в России. Но в конце XIX – начале ХХ века она вдохновила таких замечательных художников,  как Константин Маковский и Михаил Врубель, на создание картин и рисунков, которые сегодня по праву признаются мировыми шедеврами.

Константин Егорович Маковский (1839–1915). Тамара и Демон. 1889.
Константин Егорович Маковский (1839–1915). Тамара и Демон. 1889.
Михаил Александрович Врубель (1856–1910). Тамара и Демон. 1890. Москва, Государственная Третьяковская Галерея.
Михаил Александрович Врубель (1856–1910). Тамара и Демон. 1890. Москва, Государственная Третьяковская Галерея.

Но даже и образы Тамары, созданные в поэме Лермонтова «Демон» и в его же стихотворении «Тамара» и заметно различающиеся, сливаются воедино в сознании читателей и в творчестве поэтов и художников, как это происходит в стихотворении Владимира Маяковского «Тамара и Демон».

Маяковский. Тамара и Демон. Читает Вениамин Смехов.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *