11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Самый знаменитый проект Браманте – Собор[…]
11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Самый знаменитый проект Браманте – Собор Святого Петра в Ватикане.
Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. человек), годы ученичества провел в ближайшем Урбино, где на него влияли Пьеро делла Франческа и Лучано Лаурана, был замечен кем-то из миланских торговцев и меценатов и приглашен в качестве начинающего живописца в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где было уже совсем тесно от талантов и гениев.
Склонность юного художника к трехмерному мышлению и его задумчивый взгляд, подолгу останавливавшийся на фасадах, опорах и перекрытиях, приметил один из признанных лидеров миланского придворного художественного сообщества, который и посоветовал живописцу положить в чулан кисти и краски и взять в руки чертежный инструмент. Леонардо да Винчи, а это был именно он, дал будущему великому скульптору несколько, говоря современным языком, мастер-классов по архитектуре и рекомендовал герцогу подучить юношу, который превзойдет многих зодчих.
Герцог охотно согласился, и Браманте остался в Милане на долгих двадцать лет. Здесь он учился, здесь начал строить, здесь получил признание и познал славу. Среди его миланских проектов – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie). И, конечно же, не кто иной, как Браманте пристроил к этой церкви ту трапезную, на стене которой Леонардо написал знаменитую «Тайную вечерю».
В 1499-м после захвата Милана французами Браманте уезжает в Рим, где теряет последние творческие оковы, каковыми служили своеобразные вкусы требовательного миланского двора, и где его творчество достигает той чистоты и монументальности, которые с тех пор как раз и служат недосягаемым образцом эстетики Высокого Возрождения. Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой. Вид на часовенку открывается из узкого прохода, но это не мешает шедевру Браманте притягивать взгляд и очаровывать пропорциональностью и гармонией, как внутренней, так и с окружающими строениями. Это творение великого зодчего входит не только в учебники по архитектуре и по истории искусства, но и в курсы градостроительства как едва ли не лучший за все века пример точечной застройки двора.
Браманте вообще удивительно удачно застраивал римские дворы, преобразуя неорганизованное пространство в ставшие классическими внутренние дворики. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания, и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Наконец, при Папе Юлии II Браманте становится главным папским архитектором, и именно ему выпадает историческая миссия спроектировать Базилику Святого Петра, которая станет главным храмом католического мира. Собор Святого Петра приезжают увидеть своими глазами все гости Рима, но и те, кто никогда не был в Ватикане, видели этот храм по телевизору во время репортажей о торжественных мероприятиях в этом церемониальном центре Римской католической церкви.
Этот Собор строило несколько поколений архитекторов, но его план разработал именно Браманте, спроектировав среди прочего и акрополь под храмом, точкой отсчета которого служит могила Святого Петра. В 1505-1514 годах Браманте руководил начавшимся строительством Собора, причем за это время было полностью завершено строительство фундамента и легендарной ныне подземной части, таящей столько тайн, а строительство стен было доведено до уровня арок.
Донато Браманте умирает признанным мэтром архитектуры, оставив в память о себе бесспорные шедевры, десятки учеников и четко работающую строительную организацию с функциональным разделением труда и централизованным управлением, не только решающим задачи качества и темпов строительства, но и ориентированным на экономию средств. Поэтому его считают не только великим архитектором, но и одним из основоположников строительного менеджмента.
Биография Браманте на итальянском языке доступна здесь.