28 декабря 1888 году родился Фридрих Вильгельм Мурнау (настоящее имя Фридрих Вильгельм Пульпе) – немецкий режиссер эпохи немого кино, классик кинематографа, ярчайший представитель киноэкспрессионизма.
Родившись в Германии в семье суконного фабриканта, Фридрих Пульпе учился в Берлинском и Гейдельбергском Университетах, играл в театре и работал помощником режиссера, в 1914-м пошел добровольцем в армию, был произведен в офицеры, воевал, был авиационным разведчиком, попал в плен, в 1919-м вернулся в Берлин с твердым решением снимать кино.
Взяв псевдоним по звучному названию немецкого города Мурнау, с которым его ничего особенного не связывало, основал собственную кинокомпанию, и в 1919-1921 годах снял 10 фильмов, из которых сохранились только 3 ленты. Успех пришел после выпуска фильма «Голова Януса» (другие названия — «Ужас» и «Тайна сэра О’Коннора»). Сюжет тот же, что и в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», но, поскольку этот сюжет использовался пиратским способом, то во избежание преследований за нарушение авторских прав, имена героев изменены.
После этого фильма Мурнау, которого вскоре стали называть «герр Ужас», снимает триллеры, зарабатывая деньги и купаясь в славе. Всемирную известность и место в истории кино ему приносит фильм «Носферату. Симфония ужаса» (1922), в котором режиссер Мурнау и актер Макс Шрек создают самый известный экранный образ вампира.
Однако авторские права Брема Стокера, автора романа «Дракула», который и экранизировал Мурнау, снова были нарушены, и вдова писателя Флоренс Стокер добилась судебного решения об уничтожении всех копий фильма. Решение, конечно же, было исполнено, но Мурнау и продюсер Альбин Грау предусмотрительно не препятствовали пиратскому копированию ленты, и «Носферату» разошелся по миру во множестве пиратских копий, став первым фильмом, который сохранился и до наших дней, но исключительно в виде контрафакта.
Завоевав мировую славу, снимая триллеры, Мурнау переключается на психологические драмы, самые знаменитые из которых – «Призрак» (1922), «Последний человек» (1924) и «Восход солнца» (1927) – по праву признаются классикой немого драматического кино. «Восход солнца» Мурнау снимает уже в Голливуде, куда его приглашают, подписав очень выгодный режиссеру четырехлетний контракт, гарантирующий ему по два фильма в год. И хедхантеры не прогадали, потому что Мурнау сразу же делает именно то, чего от него ждут американские наниматели. Он совмещаем триллер и драму, сняв фильм, который и сегодня захватывает с первых кадров и держит в напряжении до заключительных титров. «Восход солнца» получает три приза Американской киноакадемии 1927/28 и несколько других премий.
Мурнау не без проблем и страданий переживает переход к звуковому кино, который ему так и не удалось завершить, поскольку по пути на премьеру своего первого звукового фильма «Табу», который снимался на Таити с явным влиянием картин Гогена и книг Фрейда, Мурнау попадает в автокатастрофу и вскоре умирает от травм. Поскольку режиссер не делал тайны из своей нетрадиционной сексуальной ориентации, а в момент автокатастрофы за рулем находился 14-летний филиппинский юноша, в Голливуде распространились слухи о том, что во время трагической поездки водитель и режиссер занимались чем-то непристойным. Разразился скандал, и на похороны Мурнау пришли всего 11 человек, включая Грету Гарбо.
Сегодня Мурнау и его фильмы занимают никем не оспариваемое место в учебниках и энциклопедиях по истории кино, а в опросах, выявлявших на рубеже тысячелетий лучших и самых известных режиссеров «всех времен и народов», Мурнау неизменно оказывался в первых десятках в номинациях «Режиссеры немого кино» и «Режиссеры триллеров».