500 лет назад Дюрер создал гравюру «Рыцарь, смерть и дьявол»

10 098 views

В 1513 году Альбрехт Дюрер создает одну из лучших своих гравюр «Рыцарь, смерть и дьявол».

Это произведение наполнено аллегориями и символами. Многие из них уже малопонятны современному зрителю, что существенно обедняет восприятие этой гравюры.

Человек в эпоху средневековья и Ренессанса жил в плотном окружении символов и образов. У каждой стороны человеческой жизни были свои знаки, символы, ритуалы, которые люди того времени легко понимали и интерпретировали.

Так, зеркала и стеклянные шары были символом тщеславия, пауки считались символами скупости, змеи и ящерицы – коварства,  песочные  часы — быстротечности времени, череп — неотвратимости смерти, оружие и доспехи — символ того, что нельзя забрать с собой в могилу; город, вознесенный на высоту – «Иерусалим небесный», и так далее.

Художественные произведения того времени нуждаются в расшифровке использованных в них символов и знаков.  Это своеобразная интеллектуальная загадка, решив которую, можно понять смысл, который художник вложил в свое произведение.

Гравюра Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»  побуждает зрителя не только к эстетическому восприятию этой мастерски исполненной работы, но и к расшифровке глубинного содержания послания художника.

Рыцаря сопровождают насколько персонажей: смерть, с песочными часами в руке; дьявол, облик которого составлен  из элементов различных животных, символизирующих пороки и грехи; собака, символизирующая веру и верность; ящерица, бегущая в противоположную сторону. Под копытами лошади – череп.

Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье.  Перед лицом опасностей он одинок.  Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга.

Большинство искусствоведов считают это произведение своеобразной иллюстрацией к труду Эразма Роттердамского  «Руководство христианского солдата» («Enchiridion militis Christiani»).

Другие считают, что гравюра отсылает к словам Псалма 22.4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

Этой работой Альбрехт Дюрер приглашает каждого зрителя попытаться понять, какое послание художник через века обращает лично к нему.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *