В 1488 году итальянский художник Джованни ди Стефано (Giovanni di Stefano, 1443 – предп. 1506) завершил мраморное панно на полу Сиенского собора.
Изображение, которое представил художник, было очень необычным для христианского храма. На нем предстает образ Гермеса Трисмегиста.
Гермес Трисмегист, что по-гречески означает Гермес Триждывеличайший — имя божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В средневековой европейской традиции — легендарный автор герметического учения.
В круг христианских мыслителей Гермес ниТрисмегист был введен Лактанцием и Августином Блаженным. Они считали его историческим лицом. Августин считал, что он был древнее Пифагора и Платона, а Лактанций, дополнительно указывал, что он моложе Моисея.
В средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвященных в основном магии, астрологии, алхимии, медицине. Он воспринимался в качестве источника всей древней мудрости, и, следовательно, предшественника земного знания.
Одним из самых ярких популяризаторов мифа Гермеса Трисмегиста и его трудов был очень влиятельный философ-гуманист раннего итальянского Возрождения — Марсилио Фичино (Marsilio Ficino, 1433–1499).
Фичино осуществил перевод Платона с греческого языка на латинский, и поэтому, когда Козимо Медичи решил восстановить Академию Платона, он сделал Фичино ее главой.
Именно Фичино перевел на латинский «Герметический корпус» (Corpus Hermeticum) Гермеса Трисмегиста и труды многих неоплатоников: Порфирия, Ямвлиха, Плотина. Фичино стремился синтезировать христианство и платонизм.
Фичино, в противостоянии с аристотелизмом и томизмом в западной теологии того времени, ввел интеллектуальную моду на платонизм и герметизм.
Художник Джованни ди Стефано входил в круг влияния идей Фичино. Так, на полу Сиенского собора появилось изображение Гермеса Трисмегиста.
Надпись у ног Трисмегиста поясняет, что он был современником Моисея. Два посетителя, пришедшие ему поклониться, представляют мудрость Востока и Запада.
Интересно, что в образе западного мудреца, Джованни ди Стефано изобразил, скорее всего, самого Марсилио Фичино.
Вот как много это изображение на полу Сиенского собора, рассказывает об особенностях интеллектуальной и духовной атмосферы Европы конца XV века.