Маленький городок Хертогенбос показал миру, как надо отмечать даты, связанные с именем великого земляка.
На первых строчках многих рейтингов главных мировых культурных событий 2016 года оказался проект «Иероним Босх–500», столицей которого стал маленький брабантский городок Хертогенбос, родной город Иеронима Босха. Точнее, Иеронима ван Акена, поскольку знаменитый художник родился в семье, подчеркивавшей свое происхождение из Ахена. Но сам он всю жизнь служил именно Хертогенбосу, где родился, работал, выгодно женился, завел полезные связи, пробился в руководство влиятельной религиозной конгрегации – Братства Богоматери, и снова много работал, теперь уже по заказам братства. «Фамилию» Bosco, ставшую знаменитой, он тоже взял в честь своего городка, который в просторечии называли Босом. Но фанатичным патриотом Босх не был, а потому работал и на захватчиков, в роли которых выступали то испанцы, то австрийцы. Отсюда и быстрая европейская слава, и картины в коллекциях Прадо в Мадриде и Академии художеств в Вене.
Умер Босх тоже в Хертогенбосе 9 августа 1516 года, и это единственная точно известная дата его биографии. Поэтому юбилей со дня рождения великого мастера, шокировавшего современников и шокирующего людей XXI века своими видениями Ада, отпраздновать не было возможности. Но поклонники Босха и особенно его земляки не опустили руки и за несколько лет начали подготовку к 500-летию со дня смерти художника.
Мероприятия в рамках международного проекта «Иероним Босх–500» проводились в течение года в разных городах и странах, но все самое важное, конечно же, местом дислокации имело Хертогенбос. Здесь была развернута «выставка века» под названием «Босх возвращается домой». Руководству Музея Северного Брабанта удалось заполучить 17 картин и 19 рисунков, то есть в небольшой городок, где в местном музее представлены копии всех картин земляка (а всего картин почти две дюжины), но нет ни одного оригинала, собрали почти все, что можно было собрать. Правда, Прадо не согласилось предоставить «Сад земных наслаждений». Зато в рамках проекта по тотальной оцифровке произведений Босха (с использованием инфракрасных технологий, поскольку цели оцифровки – не только популяризаторские, но и научные) была создана виртуальная экскурсия в «Сад земных наслаждений».
Был выпущен также превосходный альбом, демонстрирующий и комментирующий каждую деталь произведений Босха. Это издание, по праву признаваемое лучшей книгой 2016 года по искусству, остроумно названо «Дьявол в деталях».
Наконец, невиданным (каким и должно быть всё, что связано с Босхом) действом стал Босх-парад, в котором участвовали весьма похоже воспроизведенные в реальности диковинные персонажи триптихов Босха, в том числе, бестиарий «Страшного суда». Организаторы оригинально решили проблему передвижения сложных и ломких конструкций, проведя парад видений Босха не на улице, а на реке, причем зрители располагались как на берегах, так и на мостах.
«Выставку века» посетило более 420 тысяч туристов, а всего за год в городке, численность населения которого менее 150 тыс., побывало около 1 млн гостей.
Кстати, юбилейные мероприятия в Хертогенбосе еще не закончены и продлятся до 15 января. И то правда: глупо было бы после такой раскрутки не получить еще и свою долю рождественского туристического потока.
Официальный видеоотчет о выставке «Босх возвращается домой»
Страница «Босх-парада» в социальной сети Facebook: https://www.facebook.com/BoschParade/
Официальный видеоотчет о Босх-параде
Персонажи Босх-парада
Заключительное фото: