525 лет назад родился Генрих VIII

5 950 views

Самым известным решением, которое принял парламент под давлением Генриха VIII, стал Акт о супрематии 1534 года, которым Церковь Англии объявлялась независимой от Римской католической церкви, а главой Церкви Англии был провозглашен Король.

28 июня 1491 года в Гринвиче родился один из самых известных Королей Англии и Ирландии Генрих VIII Тюдор, женатый шесть раз, создавший англиканскую церковь, казнивший десятки тысяч подданных, включая писателя Томаса Мора и поэта Генри Говарда, отец короля Эдуарда VI и двух королев – Марии I Тюдор, известной как Кровавая Мэри, и Елизаветы I, годы правления которой называют «Золотым веком Англии», и именно на эти годы пришлось творчество Уильяма Шекспира, героем которого был и сам Генрих VIII, Кристофера Марло, Фрэнсиса Бэкона.

Генрих при рождении не был наследником престола и готовился к духовной стезе, однако смерть старшего брата Артура открыла ему дорогу к трону. Будучи одаренным и хорошо образованным, Генрих стал выдающимся представителем европейского абсолютизма, однако проявил себя как тиран, решительно менявший светские законы и духовные правила, диктовавший свою волю парламенту и жестоко расправлявшийся с оппонентами, как подлинными, так и мнимыми.

При этом решения Генриха были мотивированы зачастую личными мотивами. На историю Англии и Ирландии целого столетия, вплоть до XVII века, оказали влияние его браки и разводы, и запутанный в этой связи порядок наследования. Судьбу шести его жен английские школьники запоминают при помощи мнемонимической формулы «развелся – казнил – умерла; развелся – казнил – пережила», причем дети Генриха, каждый из которых в свое время взошел на английский престол, родились по одному в каждом из первых трех браков.

Первая жена Екатерина Арагонская – католичка, испанская принцесса, была старше Генриха на шесть лет и досталась ему «по наследству» от Артура, за которого она первоначально вышла замуж, а после смерти первого супруга осталась в Англии в статусе вдовствующей королевы, чтобы, выйдя замуж за Генриха, снова стать полноправной королевой. Однако дети Генриха и Екатерины либо рождались мертвыми, либо умирали во младенчестве. Выжила только дочь Мария, но Генрих требовал родить ему наследника. Начался долгий бракоразводный процесс, в ход которого вмешивался Император Священной Римской Империи Карл V Габсбург, а Папа Климент VII проявлял непоследовательность, и в итоге Генрих добился от парламента решения о запрете судебной апелляции к кому бы то ни было, кроме Короля, сместил английских архиепископов как изменников, назначил нового Архиепископа Кентерберийского, который объявил первый брак незаконным и аннулированным.

Это позволило Генриху жениться на Анне Болейн, в которую он был в ту пору влюблен, но которая тоже родила ему не сына, а дочь Елизавету. Папа отлучил Генриха, и тот принял ряд решений, которыми была создана англиканская церковь, предопределившая преимущественно протестантский характер страны на века вперед, в том числе, и в наши дни. При этом, поскольку последующие беременности королевы Анны закачивались неудачно, то и она удержалась на троне немногим более трех лет, после чего была обвинена в супружеской измене и обезглавлена в 1536 году.

Через неделю после казни Анны Гольбейн, Генрих женился на ее фрейлине Джейн Сеймур, которая родила ему наследника Эдуарда, но вскоре умерла от родильной горячки.

Тогдашний фаворит короля Томас Кромвель, стремившийся ускорить церковную реформу, организовал брак монарха с Анной Клевской, который должен был скрепить союз с германскими протестантскими князьями. С этим браком связан эпизод из истории изобразительного искусства, известный, как «казус Гольбейна». Генрих потребовал представить ему не только рассказ о потенциальной невесте, но и ее портрет. Чтобы выполнить этот заказ, в Клеве был направлен Ганс Гольбейн-младший. Этот мастер сумел, не нарушив портретного сходства, так изобразить будущую королеву, что на портрете она выглядела милой и весьма привлекательной. Впоследствии этот метод развил Диего Веласкес в портретах испанских монархов и, в особенности, в серии портретов инфанты. Как бы то ни было, Анна Клевская понравилась Генризу на портрете кисти Гольбейна, но по прибытии невесты в Лондон короля ждало разочарование. Брак был все же заключен в январе 1540 года, но аннулирован уже через несколько месяцев. При этом мудрая Анна сторговала себе право остаться в Англии в статусе «сестры короля», получила пожизненное содержание и в итоге благополучно пережила и самого Генриха, и всех его жен. А вот устроивший этот брак Томас Кромвель был обезглавлен, и месть за него станет через сто лет одним из мотивов лидера английской революции Оливера Кромвеля.

Уже в июле 1540 года Генрих женился по любви на 20-летней Екатерине Говард, племяннице Анны Болейн, но вскоре обнаружилось, что у избранницы короля до свадьбы был любовник, и уже вступив в брак, она завела любовную связь с королевским пажом. Последовали казни виновных, а в 1542 году была казнена и сама юная королева.

Наконец, в 1543 году Генрих женился на убежденной протестантке Екатерине Парр, которая к тому времени уже дважды овдовела, а затем пережила и короля, выйдя после смерти Генриха замуж  за Томаса Сеймура, брата третьей жены Генриха.

Самым известным решением, которое принял парламент под давлением Генриха VIII, стал Акт о супрематии 1534 года, которым Церковь Англии объявлялась независимой от Римской католической церкви, а главой Церкви Англии был провозглашен Король. Этот акт отказались принять многие видные парламентарии, причем некоторым пришлось за этот отказ взойти на эшафот. Среди казненных был и Томас Мор, являвшийся в 1529-1532 годах лордом-канцлером Англии.

В 1516 году усилиями друга Томаса Мора ученого-гуманиста Эразма Роттердамского в Лёвене вышло первое издание «Утопии», которая за несколько десятилетий стала читаемой и обсуждаемой в континентальной Европе, в то время как в Англии книга Томаса Мора была издана только после смерти Генриха VIII.

Этой публикацией мы начинаем новый проект, посвященный 500-летию «Утопии».

Лукас де Гир (1534-1584). Семья Генриха VIII. Аллегорическое изображение порядка наследования. Около 1572 г. Масло, дерево. 131,2х184 см. Национальный музей Уэльса, Кардифф.
Лукас де Гир (1534-1584). Семья Генриха VIII. Аллегорическое изображение порядка наследования. Около 1572 г. Масло, дерево. 131,2х184 см. Национальный музей Уэльса, Кардифф.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Генриха VIII (1491-1547). После 1538 г. Масло, дерево. 99,8х74,2 см. Британская королевская коллекция, Виндзор.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Генриха VIII (1491-1547). После 1538 г. Масло, дерево. 99,8х74,2 см. Британская королевская коллекция, Виндзор.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Генриха VIII (1491-1547). Масло, холст. После 1536 г. Галерея Уокера, Ливерпуль.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Генриха VIII (1491-1547). Масло, холст. После 1536 г. Галерея Уокера, Ливерпуль.
Лукас Хонболт (1490/1495–1544). Екатерина Арагонская (1485-1536). Национальная портретная галерея, Лондон.
Лукас Хонболт (1490/1495–1544). Екатерина Арагонская (1485-1536). Национальная портретная галерея, Лондон.
Неизвестный художник. Портрет Анны Болейн (1501/1507–1536). Около 1533-1536. Национальная портретная галерея, Лондон.
Неизвестный художник. Портрет Анны Болейн (1501/1507–1536). Около 1533-1536. Национальная портретная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Джейн Сеймур (ок. 1508/1509–1537). Около 1536-1537. Темпера, дерево. 65,4х40,7 см. Музей истории искусств, Вена.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Джейн Сеймур (ок. 1508/1509–1537). Около 1536-1537. Темпера, дерево. 65,4х40,7 см. Музей истории искусств, Вена.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Анны Клевской (ок. 1515–1557). Около 1539. Темпера, дерево. 65х48 см. Лувр, Париж.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет Анны Клевской (ок. 1515–1557). Около 1539. Темпера, дерево. 65х48 см. Лувр, Париж.
Венцеслав Холлар (1607-1667). Екатерина Говард (1520/1525–1542). 1646. Книжная гравюра. 10х7 см. Библиотека раритетных книг Томаса Фишера, Торонто.
Венцеслав Холлар (1607-1667). Екатерина Говард (1520/1525–1542). 1646. Книжная гравюра. 10х7 см. Библиотека раритетных книг Томаса Фишера, Торонто.
Мастер Джон. Портрет Екатерины Парр (1512-1548). Около 1545. Масло, дерево. 180,3х94 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
Мастер Джон. Портрет Екатерины Парр (1512-1548). Около 1545. Масло, дерево. 180,3х94 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
Ганс Эворт (ок. 1520-1574). Портрет Эдуарда VI (1537-1553). Ок. 1547-1549. Национальная портретная галерея, Лондон.
Ганс Эворт (ок. 1520-1574). Портрет Эдуарда VI (1537-1553). Ок. 1547-1549. Национальная портретная галерея, Лондон.
Антонио Мор (1519-1575). Портрет Марии Тюдор (1516-1558). 1554. Масло, дерево. 109х84. Прадо, Мадрид.
Антонио Мор (1519-1575). Портрет Марии Тюдор (1516-1558). 1554. Масло, дерево. 109х84. Прадо, Мадрид.
Исаак Оливер (1556-1617) или Маркус Геретс-младший (1561-1636). Портрет Королевы Елизаветы I (1533-1603). Около 1600-1602. Масло, холст. 127х99,1 см. Коллекция Солсбери, Хэтфильд.
Исаак Оливер (1556-1617) или Маркус Геретс-младший (1561-1636). Портрет Королевы Елизаветы I (1533-1603). Около 1600-1602. Масло, холст. 127х99,1 см. Коллекция Солсбери, Хэтфильд.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет сэра Томаса Мора (1478–1537). 1535. Масло, дуб. 74,9х60,3 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Ганс Гольбейн-младший (1497/1498–1543). Портрет сэра Томаса Мора (1478–1537). 1535. Масло, дуб. 74,9х60,3 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *