В Музее Виктории и Альберта открыта экспозиция, посвященная театральному дизайну русского авангарда

4 986 views

На дисплее в знаменитом зале 104 «Театр и перформанс» будет представлена сценография практически всех заметных спектаклей русского авангарда за два военно-революционных десятилетия.

18 октября в лондонском музее Виктории и Альберта открылась медиа-инсталляция и экспозиция «Русский авангардный театр: Война, Революция и дизайн, 1913–1933».

Постер экспозиции.
Постер экспозиции.

На дисплее в знаменитом зале 104 «Театр и перформанс» будет представлена сценография практически всех заметных спектаклей русского авангарда за два военно-революционных десятилетия. Детально и в разных ракурсах можно будет увидеть более 150-ти конструкций, созданных выдающимися российскими художниками для ведущих режиссеров-авангардистов. Среди них работы Казимира Малевича, Александра Родченко, Татлина, Александры Эстер, Эль Лисицкого, Любови Поповой, Варвары Степановой.

Казимир Малевич. Эскиз декораций к опере Матюшина «Победа над солнцем». 1913. Национальный музей театра и музыки, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич. Эскиз декораций к опере Матюшина «Победа над солнцем». 1913. Национальный музей театра и музыки, Санкт-Петербург.

Началом славного двадцатилетия русского театрального авангарда считается постановка в Петербурге футуристической оперы «Победа над солнцем», эскизы декораций и костюмов к которой выполнил Казимир Малевич. Дизайн одной из сцен – огромный черно-белый квадрат, разделенный по диагонали. До «Черного квадрата» было уже рукой подать.

Карманный вариант театральной афиши постановки сатирической пьесы Владимира Маяковского «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда. В современных терминах – флаер. Дизайн Александра Родченко. 1929.
Карманный вариант театральной афиши постановки сатирической пьесы Владимира Маяковского «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда. В современных терминах – флаер. Дизайн Александра Родченко. 1929.

Другой шедевр сценографии – декорации и костюмы Александра Родченко к постановке Всеволодом Мейерхольдом сатирической пьесы Владимира Маяковского «Клоп» в 1929 году. Несмотря на немилость советской власти по отношению к Родченко, именно графическими элементами его сценического дизайна оформлялись советские издания сочинений Маяковского. И не будет натяжкой сказать, что эти изображения стали, наряду с черным квадратом, базовыми элементами современной российской культуры, в том числе, и массовой, хотя далеко не каждый, конечно, сможет назвать фамилию художника.

 Подготовка к постановке сатирической пьесы «Клоп». Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Александр Родченко. Фото 1929 года.

Подготовка к постановке сатирической пьесы «Клоп». Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Александр Родченко. Фото 1929 года.

Экспозиция работает до 25 января 2015 года.

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *