Философия Ницше ставит под сомнение базовые принципы господствовавшей и по-прежнему господствующей морали, религии, культуры, политики, общественных отношений.
15 октября 1844 года в немецком Рёккене, неподалеку от Лейпцига, родился Фридрих Ницше – филолог и философ, создатель яркой философской системы, которая носит подчеркнуто неакадемический характер и стала одной из самых популярных философских систем ХХ века, будучи известной, как ницшеанство.
Философия Ницше ставит под сомнение базовые принципы господствовавшей и по-прежнему господствующей морали, религии, культуры, политики, общественных отношений. Современники не охотно воспринимали идеи Ницше, которые при жизни философа были популярны среди критически настроенных интеллектуалов и в творческих кругах. Ницше дружил в Вагнером, и в их общении формировалась колоритная эстетика ницшеанства.
Но настоящий спрос на идеи Ницше принес век модерна, когда трагизм привычного мира и трагедия личности в этом мире стали очевидны на фоне войн и революций. Причем востребованными оказались и этика Ницше, провозгласившая право сильной личности на особое место в мире, и его эстетика, связавшая творчество с разломом личности и крушением мира, и политическая философия ницшеанства, изложенная компактно в книге «Воля к власти», которая была издана в 1901 году после смерти автора. В последние годы жизни Ницше помутился рассудком, лечился в психиатрической клинике в Базеле, откуда его забрала мать, а после смерти матери философа постиг апоплексический удар, от последствий которого он не оправился до самой смерти в 1900 году.
Философия, этика и эстетика Ницше оказали огромное влияние на идеологию творцов и – шире – на культуру ХХ века. Один из главных конфликтов литературы, живописи, музыки, театра, кинематографа прошлого столетия – это ницшеанский конфликт сильной творческой личности и серого безликого мира, агрессивно настроенного по отношению к творцу. Подобный конфликт отражался в искусстве и до Ницше, например, в творчестве любимого им Достоевского, но именно Ницше делает участником конфликта с обществом не слабого безвольного персонажа, а сильную личность, способную выйти победителем из схватки с окружающим миром, подчинив и изменив этот мир.
Будучи применены к политике, подобные идеи были восприняты и интерпретированы сторонниками диктата вождя по отношению к массе, в том числе, цитировались идеологами германского фашизма. Это еще больше демонизировало фигуру Ницше и добавило черных красок и трагизма в портрет последователей ницшеанства.