1 июня 2013 года в Берлине открылся уникальный музей, который предназначен для размещения и хранения выставки «Фонда архитектурного чертежа» Сергея Чобана.
Авторами проекта Музея архитектурного рисунка выступили российские архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, которых объединяет искренняя любовь к архитектурному рисунку, ставшему неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Здание музея представляет собой сочетание уникальной функции и яркого архитектурного решения в виде трех бетонных кубов, расположенных друг на друге, будто ящики для хранения эскизов.
В музее архитектурного рисунка до 21 марта 2014 года открыта выставка под названием «Архитектура в борьбе культур. Русская и советская архитектура в рисунках. 1900-1953» .
Начало 20 века — век русской архитектуры. Все, чего она достигла в этот период в архитектурных стилях и направлениях, осталось непревзойденным во всем мире.
На выставке представлены около 80 рисунков основных представителей архитектуры, продвинувших развитие русского зодчества. Архитектуру первой половины 20 века освещают архитектурные чертежи и рисунки выдающихся архитекторов: Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), Бориса Михайловича Иофана (1891-1976), Ивана Александровича Фомина (1872-1936), Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959). Творческий путь этих архитекторов начался еще до революции. В советское время они активно участвовали и побеждали в архитектурных конкурсах.
Алексей Щусев каждую свою постройку 1900-1910 года рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). До революции значительный проект Щусева – это Марфо-Мариинская обитель (1908-1921), созданная по заказу представительницы царской семьи великой княгини Елизаветы Федоровны. После Октябрьской революции Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади. На выставке представлены рисунки первого временного проекта Мавзолея. Одним из последних творений Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.
Период с 1918 по 1932 год в России – это время архитектурного авангарда. Одним из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства принято считать конструктивизм, получивший развитие в 1920-х – первой половине 1930-х годов. Теорию и «пролетарскую классику» разрабатывает Иван Фомин. В 1910-х начав работать в стиле модерн, он стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. После революции стал одним из основателей сталинской архитектуры. Лаконичный стиль Фомина нашел отражение в проекте станций Московского метрополитена «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936).
После конструктивизма произошел переход к стилистическому направлению нового типа ар-деко. С лета 1932-го к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма. Границей перехода к новой архитектуре стал проект Дворца Советов, автором которого стал Борис Иофан. Дворец Советов в Москве проектировался, как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Это здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором стоял Храм Христа Спасителя. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено. На выставке представлены архитектурные рисунки здания-«призрака», эскизы здания высотки МГУ. Иофан проектирует жилой комплекс так называемого «Дома на набережной» (1928-1931), является автором проекта станции метро «Бауманская» (1938-1944).
Практически все крупные объекты и ансамбли, такие, как высотные здания, библиотека им. Ленина, станции метро «Кропоткинская», «Сокол», «Аэропорт», «Маяковская» и все послевоенные станции метрополитена, по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям являются яркими примерами стиля ар-деко в СССР.
В сталинской архитектуре неоклассицизм занимает центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Основоположниками советского неоклассицизма стали выдающиеся архитекторы Иван Жолтовский и Иван Фомин. Советский неоклассицизм основывался на античном и классическом наследии и логично продолжал дореволюционные тенденции русской архитектуры. Одним из первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой (1931-1935), построенный по проекту Жолтовского, который стал «последним гвоздем в гроб конструктивизма». Эта постройка была признана «большим завоеванием современной архитектуры».
В период с 1931 по 1955 годы в стиле неоклассицизма были значительно перестроены дома на улицах Горького, Ленинградский и Кутузовский проспект, Садовое кольцо и других.
Уже к началу 1950 года неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, и в 1955 году неоклассицизм был практически запрещен как стиль к использованию в новых проектах.
Главными отличительными чертами сталинского ампира считаются портик и парадная фасадная композиция. Для декора часто используется натуральный материал – мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
Символом сталинской архитектуры в Москве стали семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х годов.
Сталинская архитектура выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм , но и в создании новых. Выставка показывает «состязание стилей» архитекторов в преображении двух городов России – Москвы и Санкт-Петербурга, а также уникальное своеобразие русско-советской архитектуры в этот период.
Источник 1: Tagesspiegel.DE
Источник 1: Museumsportal-Berlin.DE