490 лет назад, в 1523 году великий немецкий художник Ганс Гольбейн (Младший) (Hans Holbein der Jüngere, 1497-1543) написал серию портретов Эразма Роттердамского.
Эти портреты принесли молодому художнику известность по всей Европе.
Два портрета (пишущий мыслитель), заказал Гольбейну сам Эразм, для того, чтобы выслать их тем, с кем состоял в переписке. Предполагалось, что именно с этих изображений будут копироваться другие, чтобы читатели имели представление, как выглядит философ. Поэтому на этих портретах Эразм Роттердамский изображен таким, каким он хотел бы предстать перед своими читателями и почитателями.
На основании этих двух исходных портретов Ганс Гольбейн (Младший) создает третий (Национальная галерея, Лондон), который становится подлинным шедевром. Считается, что именно этот портрет был отправлен архиепископу Кентерберийскому (William Warham).
Найденный гениальным художественным чутьем Ганса Гольбейна профильный поворот фигуры человека, отрешенного от окружающего мира, полного внутренней сосредоточенности, навсегда определил доминирующую иконографию Эразма Роттердамского. В будущем художник еще не раз обращался к образу великого мыслителя.
Эразм Роттердамский высоко оценил талант 25-летнего художника. Он написал для него рекомендательное письмо своему английскому другу Томасу Мору. В 1526 Ганс Гольбейн (Младший) прибыл в Англию и был очень тепло принят Томасом Мором.
В 1527 году он создает портрет Томаса Мора. Поразительно сходство этого образа с портретом Эразма Роттердамского. На портрете представлен углубленный в размышления философ. Его взгляд, устремленный в бесконечность, исполнен духовной тревоги. Он прозревает нечто, что сокрыто от его современников. В 1532 году лорд-канцлер Англии сэр Томас Мор решительно выступил против отделения английской церкви от католической, отказался признать короля Генриха VIII главой англиканской церкви, и подал в отставку. В 1536 Томас Мор был казнен.
Ганс Гольбейн (Младший) был необычайно востребованным художником. Всем льстило получить портрет кисти художника, который писал самого Эразма Роттердамского и царственных особ. Но во всех своих портретах, Ганс Гольбейн (Младший) всегда зримо пролагает грань между людьми глубокого духовного мира и теми, чья сущность не больше их внешних атрибутов. В этом Ганс Гольбейн (Младший) не льстил никогда, даже королям. Достаточно сравнить портреты Эразма Роттердамского, Томаса Мора и Генриха VIII.
1. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского,1523. Бумага, наклеенная на деревянную панель, Художественный музей, Базель, Швейцария
2. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского, 1523г. Лувр, Париж
3. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского, 1523г. Национальная галерея, Лондон
4. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. Между 1523-1540 г. Королевская коллекция, Великобритания
5. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1530 г. Galleria Nazionale, Парма
6. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского, около 1530 г. Художественный музей, Базель, Швейцария
7. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского, 1532, Художественный музей, Базель, Швейцария
8. Ганс Гольбейн Младший. Портрет сэра Томаса Мора, 1527. Коллекция Фрика (Frick Collection), Нью-Йорк
9. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII, около 1536, Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza), Мадрид