Выставка включает картины , выполненные на шелке для религиозных обрядов, пейзажную живопись, произведения, созданные под западным влиянием, мелкие личные картины монахов и 14-метровый рулон живописи.
Выставка «Шедевры китайской живописи», которая в эти дни открыта в Лондоне в Музее Виктории и Альберта, представляет одну из величайших мировых художественных традиций и дает редкий шанс увидеть уникальные уцелевшие произведения искусства собранные со всего мира – из Парижа, Берлина, Лондона, Бостона, Нью-Йорка, Токио и конечно же из Китая. Здесь можно познакомиться с более, чем 70-ю лучшими образцами китайской живописи, которые меняли стиль и содержание на протяжении 1200 лет. Выставка включает картины , выполненные на шелке для религиозных обрядов, пейзажную живопись, произведения, созданные под западным влиянием, мелкие личные картины монахов и 14-метровый рулон живописи. Значительное число этих шедевров никогда прежде не выставлялись в Великобритании. Они были созданы в самых разных условиях и показывают традиционный процесс и методы китайской живописи.
Произведения 700-950 годов
Выставка начинается с изучения картины, сделанной в религиозных целях в период династии Тан. Большинство сохранившихся работ из этого раннего времени — это буддийские знамена и картины, нарисованные на шелке, характеризующиеся своими яркими красками. Однако в этом разделе не все работы являются буддийскими. Иллюстрированная рукопись «Пять планет и 28 созвездий», относящийся к работам Чжана Сэньяо, является одним из самых ранних изображений древних астрологических божеств.
В поисках реальности 950-1250
В этом разделе виден растущий интерес к миру природы и пейзажной живописи. Реальные сцены из окружающей природы: горные пейзажи и реки, растения и животные, рыбаки и путешественники, смена времен года и изменения погоды становятся излюбленными темами творчества художников. Убедительные образы реального мира вели к переходу к более монохромной эстетике. В этот раздел включены «Девять драконов» — произведение, на котором мифические существа прыгают среди облаков, воды и гор.
Эстетика одиночества 1250-1400
Наиболее яркие инновационные работы этого периода относятся к творчеству группы монахов и ученых, которые использовали в своих работах живопись, каллиграфию и поэзию. Многие из них жили в отшельничестве и выражали свои внутренние мысли через работы, предназначенные только для себя. Они выработали мощный выразительный стиль живописи. Таковы работы Ван Мэна, Чжао Мэнфу и Чжао Юна. Для китайской живописи характерен также крайне изящный язык образов. Ранее цветение сливы, например, означает чистоту и стойкость к невзгодам судьбы. Черные чернила на белой бумаге стали естественным стилем для эстетики одиночества.
Погоня за счастьем 1400-1600
Художественный бум охватил слои общества в стабильной и процветающей династии Мин. Многие южные города, такие как Ханчжоу, Нанкин и Сучжоу стали новыми центрами живописи, а художники вновь вернулись к работе на шелке с использованием дорогих красок для производства декоративных панно на заказ для праздников и для особых случаев. В некоторых картинах чувствуются ностальгические воспоминания о более ранних периодах времен династии Тан. У художника Цю Ина пейзаж изображен в сине-зеленых тонах, чтобы передать сказочный характер ландшафта.
Спор с прошлым и влияние Запада 1600-1900
Заключительный период в выставке 1600-1900 гг. разделен на две темы.
В споре с прошлым исследуется художественное соперничество художников современников с предшественниками. Некоторые из них идентифицировали себя как наследники великой традиции китайской живописи. В этом разделе выставлена самая длинная картина в мире –«Цветы на реке» Чжу Да по прозвищу Бада Шаньжэн. Длина этой картины 14 метров.
И наконец, последняя тема – изучение воздействия европейской живописи на Китай.
Источник: vam.ac.uk
1. Чжао Мэнфу. Пейзаж Кси Ю. Ок. 1287. 27,4х117 см. Художественный музей Принстонского Университета.
2. Чжао Мэнфу. Двенадцать листов каллиграфии с первой частью поэмы Су Ши «Красная скала», и портрет Су Ши. 1301 г. Гугун, Тайбэй.
3. Чжу Да, известный под псевдонимом Бада Шаньжэнь, человек с горы Бада. Птицы на ветке.