Вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века.
Недавно мы рассказывали о продаже с аукциона завещания Наполеона. В этом документе, который развенчанный император продиктовал за несколько дней до своей смерти в ссылки на острове Святой Елены в Атлантическом океане, нет ничего сенсационного, а только выражается последняя воля Наполеона быть похороненным во Франции.
1. Жан-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар. 1801. Масло, холст. 246х231 см. Австрийская галерея Бельведер, Вена. Давид и его мастерская выполнили 4 версии этой картины, которые различаются только цветом мантии, и то незначительно.
2. Поль Деларош. Бонапарт переходит через Альпы. 1848. Масло, холст. 289х222 см. Лувр, Париж. Деларош и его мастерская тоже выполнили несколько версий «ответной» картины.
Однако вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века. Европейские монархи боялись Наполеона. После вступления союзников в Париж, Наполеон отрекся от престола 6 апреля 1814 года во дворце Фонтенбло, и был отправлен на остров Эльбы в Средиземном море. Но пока монархи-победители праздновали и делили послевоенную Европу, Наполеон бежал с острова Эльбы и 26 февраля 1815 года высадился во Франции. Встречаемый радостными криками толпы, он беспрепятственно вошел в Париж, и вновь вернул себе власть, готовясь к реваншу. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос.
«Из гроба тогда император, очнувшись, является вдруг…» Антуан Шарль Орас Верне. Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены…. (Наполеон восходит из могилы).
Страх перед возможностью нового возвращения Наполеона был настолько велик, что после его смерти, случившейся 5 мая 1825 года, Бонапарта решили похоронить не во Франции, а по месту кончины, на острове Святой Елены, в Долине герани возле небольшого портового поселения Лонгвуд.
И с этого самого времени поползли слухи о том, что Наполеон не умер, а скрылся, и скоро снова ступит на французский берег назло врагам. Но еще более популярной оказалась мистическая легенда, согласно которой покойный император раз в год встает из могилы в Долине герани, поднимается на борт пустого корабля-призрака и не всех парусах несется к берегам Франции, где его встречают павшие солдаты. Наполеон принимает парад, обходит Европу по местам сражений и отдает воинские почести погибшим. После этого он возвращается в свою могилу.
Die ist die grose Parade
Im elyseischen Feld,
Die um die zwolfte Stunde
Der todte Casar halt.
Так к старым солдатам своим
На смотр генеральный из гроба
В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший.
Это финал стихотворения австрийца Иосифа Христиана Цедлица в русском переводе Василия Жуковского.
А вот уже строки из стихотворения Лермонтова:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.
Обратим внимание, что все три поэта жили в странах-победительницах, и даже в этих странах образ покойного императора поэтизировали и романтизировали.
«На нем треугольная шляпа…». Шарль Огюст Стебен. Восемь эпизодов жизни Наполеона. 1826
А вот еще одно удивительное свидетельство популярности этой легенды. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинают знаменитый «Манифест Коммунистической партии» словами: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Первые слова этой фразы на самом деле представляют собой парафраз поэтической строки о призраке, который обходит места былых сражений, чтобы салютовать воинским могилам.
И вот на таком идейном фоне в 1840 году король французов Луи-Филипп I, правитель слабый и дошедший в итоге до свержения во время Революции 1848 года, решает уступить давлению бонапартистов, опиравшихся на общественное мнение, и перезахоронить Наполеона в Париже. В Доме инвалидов готовится роскошный саркофаг, а на остров Святой Елены отправляется специальная миссия во главе с принцем Жуанвильским.
Но одновременно во Франции начинается кампания по формированию более спокойного и взвешенного отношения к Наполеону. В кампанию вовлечены писатели и журналисты, музыканты и художники. Вместо героического и трагического образа в духе романтизма постепенно складывается реалистичный образ противоречивого героя, обладавшего волей и талантами, но поставившего нереалистичные цели, потерпевшего полное поражение и разочаровавшегося в жизни.
Миссию художественного ответа парадным портретам Наполеона периода его величия взял на себя художник-академист Поль Деларош. Будучи уже зрелым мастером, не только познавшим секреты живописи, но и искушенным в политике и идеологии, Деларош пишет портреты Наполеона, удивительным образом перекликающиеся с конкретными известными прижизненными портретами императора. С определенным допуском можно даже говорить о пародийном элементе в работах Делароша, хотя эти картины, конечно же, остаются вполне самостоятельными и самоценными творениями.
Сравнение двух известных картин, изображающих Наполеона в Альпах, дает весьма наглядное представление о том, как Деларош переписывал историю императора, влияя на сознание своих современников в середине XIX века. В сюжете обеих картин много общего, но как отличаются их настроение и отношение авторов к герою.