Художник, наслаждавшийся нерукотворной красотой природы и приходивший в ужас от грубых индустриальных объектов
Американский художник-импрессионист Эрнест Лоусон родился в 1873 году в Канаде, но еще подростком вместе с семьей перебрался в Соединенные Штаты. Поучившись в Нью-Йорке и съездив в Париж перенять опыт импрессионистов, Лоусон примыкает к так называемой Школе мусорных вёдер – группе американских художников, реалистически изображавших жизнь и быт бедных кварталов Нью-Йорка. Однако самого Лоусона и нескольких его единомышленников не очень привлекал реализм, и через некоторое время из школы выделятся художественная группа «Восьмёрка» (The Eight), названная так по числу участников. Эта группа, работы которой отказывается выставлять весьма официозная Национальная Академия дизайна, начала собственную выставочную деятельность, по существу повторив опыт венского, мюнхенского и берлинского Сецессионов, что, конечно, весьма способствовало развитию новых направлений в американской живописи.
Сам же Лоусон выбрал путь пейзажиста, художественная манера которого близка к импрессионизму, но все же несколько более реалистическую, чем у большинства последователей этого направления. В его картинах заметно восхищение природой и ужас от подавления этой первозданной красоты индустриальными объектами. Деревья и водоемы на пейзажах Лоусона нежные и трепетные, доставляющие эстетическое наслаждение, а рукотворные элементы производственной и транспортной инфраструктуры – грубые, чуждые ландшафту и написаны неизменно темными красками.
Сравните сами два весенних пейзажа Лоусона и написанную в марте 1917 года работу «Шлюз», которая сегодня выступает в роли картины-юбиляра.